На коллегии Счетной палаты РФ 18 октября 2013 г. под председательством Татьяны Голиковой был рассмотрен отчет о комплексной проверке бюджета Магаданской области, которая прошла в августе текущего года. С докладом по данному вопросу выступил аудитор Счетной палаты РФ Александр Филипенко.
«Общий объем средств, израсходованных с нарушениями действующего законодательства, по результатам проверки составил 3,2 млрд. рублей», - заявил Александр Филипенко.
Аудитор сообщил, что бюджет области за 2012 год исполнен по доходам в сумме 22,7 млрд. рублей, или на 104,7 %, по расходам - 22,6 млрд. рублей, или на 94 %. Остатки средств на 1 января 2013 года на едином счете областного бюджета составили 1,9 млрд. рублей. Он заявил, что исполнение мероприятий областных целевых программ составило 89 % утвержденных назначений.
В своем докладе аудитор отметил, что Счетной палатой РФ в ходе проверки были выявлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:
- произведены расходы в сумме 90 млн. рублей по аренде, ремонту и содержанию частных автомобильных дорог, относящихся к вопросам ведения собственника недвижимого имущества (ОАО «Усть-Среднеканская ГЭС»);
- произведены расходы (субсидии) на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования в сумме 187 млн. рублей без проведения конкурсных процедур;
- в 18 муниципальных образованиях области превышен установленный норматив на содержание органов местного самоуправления на общую сумму 22,6 млн. рублей;
- 12 областных целевых программ утверждены после принятия закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год; паспортные назначения программ не приведены в соответствие с законодательно утвержденными бюджетными ассигнованиями (превышение на сумму 1,4 млрд. рублей);
- сводная бюджетная роспись областного бюджета на 2012 год утверждена после начала финансового года.
В докладе также говорилось, что администрацией области не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств на сумму 224 млн рублей, в том числе:
- 36 млн. рублей - невостребованные затраты на разработку проектно-сметной документации и просроченная дебиторская задолженность по строительству жилого дома (невыполненные работы по контракту с 2009 года);
- 38 млн. рублей - в течение трех лет не использованы средства федерального бюджета на мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства и на реконструкцию школы в селе Гижига;
- 150 млн. рублей - израсходованы на закупку медицинского и спортивного оборудования, которое своевременно не установлено и не используется.
По итогам проверки было установлено, что в области не обеспечен ведомственный контроль над приобретением медицинского оборудования и условиями его хранения. В результате часть медицинского оборудования хранится на улице под воздействием атмосферных осадков. При этом срок действия договора ответственного хранения истек и существует риск его порчи и утраты.
Также нарушались положения Градостроительного кодекса РФ в части строительства и реконструкции объектов без утвержденной проектно-сметной документации, заключений государственной экспертизы и разрешений на строительство, а также эксплуатации объектов без разрешения на ввод. При строительстве здания под томограф в областной больнице произведены и оплачены непредусмотренные проектом работы на сумму 1,4 млн. рублей. Не оформлено право государственной собственности на 458 объектов недвижимого имущества балансовой стоимостью свыше 4 млрд. рублей. Из казны области в федеральную собственность в соответствии с ФЗ «О полиции» не переданы 88 единиц движимого имущества балансовой стоимостью 9 млн. рублей.
Было выявлено нарушение Федерального закона о бухгалтерском учете: принимались к учету некачественно оформленные первичные учетные документы.
Аудитор Александр Филипенко также доложил о проверке города Магадана.
В ходе доклада аудитор сообщил, что выявлены нарушения Бюджетного кодекса РФ, а именно:
- заключен муниципальный контракт с превышением лимитов бюджетных обязательств на сумму 4 млн. рублей;
- при исполнении бюджета за 2012 год допущено превышение на 1,3 процентного пункта (на 16,6 млн. рублей) параметра, ограничивающего предельный объем муниципального долга.
Также не был соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств г. Магадана на сумму 223 млн. рублей, в том числе:
- 30 млн. рублей - затраты на разработку невостребованной проектно-сметной документации;
- 22 млн. рублей - затраты на строительство детского сада, которое приостановлено в 1991 году;
- 171 млн. рублей - израсходованы на закупку технологического оборудования для строительства очистных сооружений, которое в течение трех лет не установлено и хранится ненадлежащим образом.
Всего в ходе проверки установлено неэффективное расходование средств федерального бюджета на сумму 251 млн. рублей, при этом нецелевое использование не выявлено.
В нарушение Федерального закона о бухгалтерском учете приняты к оплате объемы строительных работ на сумму 8,7 млн. рублей, не подтвержденные первичными учетными документами. Не зарегистрировано право муниципальной собственности на автомобильные дороги и объекты незавершенного строительства общей балансовой стоимостью 992 млн. рублей. За счет городского бюджета осуществлены расходы на содержание 59 автомобильных дорог в сумме 33 млн. рублей, не включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. В бухгалтерском учете не учтена стоимость имущества казны на сумму 16 млн. рублей.
По итогам заседания Коллегия Счетной палаты РФ приняла решение направить соответствующие представления губернатору Магаданской области и мэру города Магадана, а также информационные письма в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Заместителю Председателя Правительства РФ - полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
Справочно:
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (без учета субвенций) в общем объеме доходов составили 44%, что свидетельствует о зависимости области от финансовой помощи из федерального бюджета.
В структуре межбюджетных трансфертов из федерального бюджета дотации составляют 78%, субсидии - 15,2%, субвенции - 5,9%, иные межбюджетные трансферты - 0,9%.По сравнению с 2011 годом в 2012 году объем дотаций и субсидий увеличился на 7,3% и 45% соответственно, а субвенций уменьшился на 18% .
Департамент Пресс-службы и информации Счетной палаты Российской Федерации
21 октября 2013 года