Обилие макроэкономических параметров, которые обычно звучат во время рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете, на слишком заботит обычного человека. Поэтому остановимся подробнее на том, что, скорее всего, коснется многих, если не каждого: выплатах бюджетникам, динамике тарифов и ситуации с накопительной частью пенсии.
Расходы бюджета пришлось снизить
Госдума планирует 25 октября 2013 года рассмотреть в I чтении законопроект о бюджете на 2014 год и на период 2015 и 2016 годов. Обсуждение непросто сверстанного основного финансового документа страны будет происходить в условиях сложной социально-экономической ситуации в РФ и в мире.
Прежнего выгодного соотношения доходов и расходов бюджета, как в "нулевых", в ближайшей перспективе не ожидается. Производство падает, инвестиции перестали расти, внешний и внутренний рынки сжались. Экономика будет расти более медленными темпами, чем предсказывало Минэкономразвития еще в апреле: сейчас прогноз на 2013 год - 1,8% против 2,4% в апреле, а в 2014 году ожидается рост на 3% за счет восстановления роста инвестиций в основной капитал, увеличения экспорта и внутреннего спроса. Правда, счетная палата РФ, оценившая проект бюджета, не столь оптимистична, как МЭР, и не верит в неожиданный всплеск инвестиций и потребительского спроса исходя из прогноза низкой динамики реальных доходов населения и темпов роста кредитования.
МВФ в сентябре вновь понизил прогноз роста ВВП РФ на 2013 год до 1,5% с ожидавшихся в июне 2,5%, на 2014 год - до 3% с 3,25%.
Вот главные параметры проекта бюджета на 2014 год: дефицит 389,6 миллиарда рублей (0,5% ВВП), доходы - 13,57 триллиона рублей, расходы - 13,96 триллиона рублей. Для сравнения: в законе о бюджете на 2013-2015 годы расходы 2014 года планировались в объеме 14,21 триллиона рублей.
Но это - общие показатели, а на повседневную жизнь влияют частности. Остановимся на них.
Социальные обязательства сохранят
При формировании бюджета было принято решение не индексировать зарплаты госслужащим и военным в 2014 году, на 5% сократить расходы по всем статьям, кроме защищенных, и распределить экономию на статьи, связанные с выполнением социальных обязательств.
Также предлагается сократить субсидии бюджетным и автономным учреждениям на 2%. Урежут субсидии в рамках реформы образования и здравоохранения: сокращения бюджетных мест в вузах и постепенного перехода на страховую медицину.
Пенсии в РФ в 2014 году будут проиндексированы 1 февраля и 1 апреля, суммарная индексация составит более 8%, сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин в конце сентября на совещании по проекту бюджета на 2014-2016 годы у главы государства.
"Мы будем продолжать ежегодно в трехлетке повышать уровень пенсий по старости, повышать соотношение с прожиточным минимумом пенсионера. И, по нашим расчетам, это позволит выйти на те показатели, которые мы планировали ранее, чтобы средняя пенсия к 2018 году была два прожиточных минимума пенсионера", - сказал глава Минтруда.
Министр также проинформировал об индексации соцвыплат в 2014 году на 5%. Материнский капитал, по словам Топилина, 1 января 2014 года увеличится с 409 до 429 тысяч рублей.
Позднее на эту тему высказался и президент России Владимир Путин. "Правительство провело очень большую тяжелую работу по сбалансированию бюджета, вышло на сбалансированный бюджет 2014 года, и все социальные выплаты не только предусмотрены на уровне текущего года, но и предполагаются к индексированию", - сказал глава российского государства в начале октября на встрече с представителями первичных организаций "Единой России".
Вместе с тем, МЭР в сентябре понизило прогноз по росту реальных располагаемых доходов населения РФ на 2014 год до 3,3%. Ранее министерство прогнозировало, что эти доходы вырастут в 2014 году на 3,8%. Оценка на 2013 год осталась неизменной - 3,4%.
Понижен и прогноз по росту реальной зарплаты на 2014 год - до 4% с ожидавшихся ранее 4,3%. Прогноз на 2013 год сохранен - рост на 6,2%.
Тарифные каникулы - только предприятиям, населению они не светят
Понижение реальных доходов населения не в последнюю очередь связано с динамикой тарифов.
Власти РФ решили заморозить тарифы на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки для промышленности на 2014 год и в последующие два года повышать их на уровне инфляции предыдущего года. Населению будет тяжелее: тарифы для граждан в течение трех лет будут индексироваться по формуле "инфляция-минус" - на уровне инфляции предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7.
Размер индексации тарифов на теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение в 2014 году составит 4,2%, подсчитали в МЭР.
Повышение тарифов на услуги организаций ЖКХ в 2014 году составит 5-5,5%, что несколько выше ожидаемой инфляции, т.к. не все эти тарифы регулируются на федеральном уровне.
Цены на газ, который сбытовые организации закупают оптом для последующей реализации населению в розницу, предполагается индексировать в июле 2014 года на 4,2%.
Индексация регулируемых тарифов на электроэнергию для населения с 1 июля в среднем по России в 2014 году составит 4,2%. Тогда же на всей территории России предполагается ввести социальную норму потребления. Норма предполагает оплату за определенный объем электроэнергии по спецтарифу, а в случае превышения объема - по более высокой стоимости. Минимальный объем нормы в регионах, где она уже введена экспериментально - 50 квт-ч в месяц.
Что касается пассажирских перевозок по железной дороге (кроме вагонов "СВ" и купейных), тариф в 2014 году будет проиндексирована на 4,2%. То, что железная дорога недополучит из-за регулирования тарифов, ей должны будут возместить из бюджета.
МЭР настаивает на постепенном доведении тарифов на услуги электросвязи и почтовой связи до уровня экономически обоснованных затрат.
Тарифы на услуги местного телефонного соединения в сети фиксированной связи в РФ в 2014 году могут вырасти на 5,3%.
Аналогичный рост может ожидать тарифы на передачу внутренней телеграммы, пересылку внутренней письменной корреспонденции, а также на услуги связи для целей эфирного аналогового телевизионного вещания и (или) радиовещания.
При этом тарифы на подключение стационарного телефона ожидает снижение, которое будет составлять до 10% ежегодно.
Эксперты, опрошенные "Праймом", считают, что половинчатое решение кабинета с разным подходом к тарифам для производства и населения разгонит инфляцию выше предполагаемого ориентира в 4,5% на 2014 год.
Отметим, что МВФ в сентябре повысил прогноз по инфляции в РФ до 6,2% по итогам 2013 года и до 5,3% по итогам 2014 года.
Как минимум год без пенсионных накоплений
Ряд экспертов считают, что непростая ситуация с доходами бюджета вынудила пойти на необычный шаг при подготовке документа. Минфин РФ предлагает направить все пенсионные накопления россиян за 2014 год в распределительную часть системы обязательного пенсионного страхования.
В результате появляется возможность сэкономить на трансферте из бюджета на балансирование бюджета Пенсионного фонда 244 миллиарда рублей.
Глава Минфина Антон Силуанов, правда, утверждает, что экономия пойдет в антикризисный резерв бюджета.
Его предшественник Алексей Кудрин критикует приостановку на 2014 год формирования накопительной части пенсии граждан: "Я считаю, что это сверхнеудачный шаг правительства по прекращению на один год накоплений граждан", - сказал он журналистам. "Это решение ухудшает инвестиционный климат", - добавил Кудрин.
По его мнению, такой шаг подрывает доверие к сектору пенсионных накоплений и создает прецедент, свидетельствующий о том, что государство может приостановить формирование этих накоплений.
По мнению экспертов пенсионного рынка, если средства 2014 года будут направлены в распределительную часть, не факт, что это не повторится и в последующие годы.
Легкой прогулки по Думе бюджету не видать
Кудрин называет проект бюджета РФ на 2014-2016 годы противоречивым документом, который не нацелен на будущее, а решает текущие проблемы, что в итоге может привести к системному кризису.
"Я уже называл этот проект (бюджета) самым противоречивым за многие годы. Растут две статьи - статья "обороны" и статья "госдолга", а падают образование и здравоохранение <...> Поэтому говорить, что этот бюджет настроен на будущее, не приходится", - сказал Кудрин.
Директор института "Центр развития" НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова связывает критику документа с общей нервозностью вокруг проекта бюджета на предстоящие три года.
"Сам бюджет сейчас более жесткий, и он затрагивает большее количество россиян в негативном плане, была сокращена часть расходов, они перераспределены на другие направления", - заявила экономист агентству "Прайм".
На фоне таких оценок вряд ли можно предположить, что рассмотрение бюджета в Госдуме пройдет легко.
Однако Медведев на съезде ЕР в октябре заявлял, что бюджет на 2014 год должен быть принят вовремя: "Будут споры, но единственное, о чем я бы хотел сказать, что главный финансовый документ, пусть даже рождающийся в спорах, баталиях, должен быть принят вовремя. Мы не можем позволить себе такую роскошь, как, например, позволяют себе американцы", - отмечал тогда премьер.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.