МОСКВА, 30 окт - РИА Новости. Бренд компании в эпоху так называемой "пятой власти" - гражданской журналистики и соцсетей - важен как никогда, считает предприниматель Ричард Мурхед, который участвовал в лекции "Освещение стартапов в СМИ: как писать о технологиях интересно", прошедшей в РИА Новости в рамках проекта Tech in Media.
Мурхед - предприниматель, который занимается как собственными проектами в области программного обеспечения и интернет-технологий, так и поддерживает чужие идеи, выступая в качестве инвестора.
РОЛЬ БРЕНДА
В своей лекции Мурхед сделал акцент на роли бренда в информационной политике современной компании. Необходимость в бренде появляется с возникновением конкуренции, поясняет бизнесмен. Не будь ее, у производителей вообще не было бы необходимости выделять свой товар среди других. Сейчас это нужно даже компаниями, производящим что-либо для бизнеса, а не для широкого потребителя.
Мурхед определяет бренд, как совокупность ассоциаций, которые товар вызывает у потребителей. "Это как запах свежего хлеба. Когда вы его чувствуете, неважно, были ли вы голодны, вам все равно хочется его съесть", - сказал он.
Сейчас соцсети дают каждому возможность быть в какой-то степени и журналистом, и маркетологом. С одной стороны, это дает предпринимателям большие возможности по продвижению своих товаров, с другой - заставляет их учитывать больше факторов, формирующих представление о бренде, чем это было в эпоху, когда на общественное мнение влияли лишь традиционные СМИ.
КАК ОБЩАТЬСЯ С ЖУРНАЛИСТАМИ
Вопросы общения бизнесменов со СМИ часто затрагивает в своих лекциях Майк Бутчер, редактор блога TechCrunch Europe, который должен был присутствовать на лекции, но не смог приехать. Поэтому основные его советы предпринимателям пересказала модератор лекции Екатерина Гайка, журналист, ведущая программы "Стартовый капитал. Дело техники".
Бутчер считает, что при общении с журналистами бизнесмен должен учитывать несколько вещей. Он должен помнить, что ему нельзя быть скучным. Информация, которую предприниматель дает журналисту, должна быть действительно новой и важной. Если совсем упростить эту мысль: СМИ не станут публиковать новость о том, что в компанию пришел новый бухгалтер.
Далее, журналистов не следует путать с учеными и перегружать их терминологией и техническими подробностями - разговаривайте с корреспондентом, как с пятилетним ребенком, советует Бутчер.
Также нужно учитывать, что журналисты всегда спешат, поэтому нужно уметь укладываться в сжатые сроки. Плюс к тому, не стоит пытаться произвести на корреспондента впечатление громкими словами, типа "инновации" или "прорывная технология", гораздо лучше ясно рассказать суть своей технологии. И наконец, журналистам нужна конкретика, поэтому Бутчер рекомендует бизнесменам подкреплять свои слова цифрами.
СОВЕТЫ ЖУРНАЛИСТАМ
Гайка также рассказала слушателям лекции о том, что нужно усвоить журналисту, чтобы писать о высокотехнологичном бизнесе. Одно из самых главных качеств человека, пищущего на эту тему, - интерес к новым технологиям. Такой журналист - это проводник новых знаний, исследователь, двигатель прогресса и "существо, которому все любопытно", считает Гайка. Она сравнивает журналистов, специализирующихся на современных технологиях, с писателями-фантастами: они сближают будущее с настоящим.
Кроме того, чтобы писать о высокотехнологичном бизнесе, нужно разбираться и в финансовой стороне вопроса. В частности ведущая обратила внимание на такие ключевые понятия, как выручка, прибыль, оборот, рост компании.
В бизнесе медиа могут сыграть весьма существенную роль, так как "очень часто предприниматели не могут до конца сформулировать, что же они такое делают", и здесь им на помощь приходят СМИ. Кроме того журналисты могут находить новые идеи и помогать им развиваться, так как у СМИ есть возможность и разрушать, и создавать мифы, влияя на общественное сознание.
Гайка назвала несколько принципов, которым обязан следовать журналист. Он должен понимать контекст, то есть, разбираться в той области знаний, о которой пишет, и "видеть картинку целиком" - представлять себе, как событие или технология повлияют на мир в целом. Также журналист обязательно должен проверять информацию и, насколько это возможно, работать с первоисточниками. Одним из самых главных вызов для современного журналиста ведущая назвала огромный поток информации, который сложно обработать и в котором сложно сосредоточиться.
Также она перечислила ведущие западные сайты, посвященные современным технологиям: Gigaom, Wired, The next web, Venture beat, TechCrunch. А также интересных, по ее мнению, блогеров, пишущих на эту тему. В список попали Ом Малик (Om Malik), Пит Кашмор (Pete Cashmore), Баратунде Турстон (Baratunde Thurston), Бен Руни (Ben Rooney) и Антон Носик.
РИА Новости запустило образовательный проект Tech in Media, чтобы российские журналисты могли повысить свои компетенции в инновационно-венчурной тематике. Интеллектуальным партнером Tech in Media является Российская венчурная компания (РВК). В рамках проекта с октября по ноябрь 2013 года пройдут 10 лекций и мастер-классов, на которых профессиональные журналисты, инвесторы и создатели успешных стартапов расскажут об особенностях рынка инноваций и венчурных инвестиций, о том, как правильно освещать стартапы, как распределяются гранты инновационных фондов, как на российском рынке появляются успешные проекты.