МОСКВА, 11 ноя – Прайм, Ксения Тимакова. Рыбные компании намерены обратиться в правительство с просьбой помочь в развитии отечественной аквакультуры, в том числе предусмотреть субсидии, которые уже действуют для других подотраслей сельского хозяйства, сообщила журналистам генеральный директор компании "Русское море – аквакультура" Инна Гольфанд.
С 1 января 2014 года в РФ вступает в силу закон об аквакультуре. "Но закона, в котором прописаны только основные положения, мало", - отмечает Гольфанд. Вместе с ним должен заработать целый спектр подзаконных нормативных актов, которые пока подготавливаются, поясняет она.
МЫ ТАКИЕ ЖЕ, КАК СВИНОВОДЫ
В том числе в отрасли ждут принятия документа, который бы позволил производителям аквакультуры получать субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по новым кредитам. Дело в том, что с конца прошлого года действует постановление правительства о правилах субсидирования, в котором производители аквакультуры, в отличие от предыдущего постановления, не указаны в качестве получателей соответствующих дотаций.
"Сейчас в Минсельхозе обсуждается возможность корректировки этого постановления и внесения туда аквакультуры, чтобы хотя бы вернуть то, что было раньше, чтобы устранить правовой вакуум. <…> Проблема в том, что его пока никто особо не торопится принимать, - беспокоится Гольфанд. - Для отрасли же критично важно, чтобы все решения были приняты до конца этого года и распространялись, в том числе на кредиты 2013 года".
На текущей стадии госсубсидии стали бы огромной поддержкой для отрасли, которая только начинает развиваться в России, отмечает она. Ведь сегодня в РФ работает только две крупных компании, которые занимаются аквакультурой ("Русское море – аквакультура" и "Русский лосось"), остальные же – не настолько большие хозяйства, которые в условиях дорогих кредитов и прочих затрат зачастую находятся на грани выживания. Общий объем производства аквакультуры в стране составляет только 140-150 тысяч тонн в год, большая часть из которых приходится на традиционные для средней полосы России карповые виды рыб. Для сравнения, в Норвегии только семги выращивается более 1 миллион тонн в год.
"Мы такие же сельхозпроизводители, как и производители свинины, птицы, говядины или молока. Но в других подотраслях сегодня уже есть субсидии на килограмм продукции или субсидируемые кредиты на срок до 15 лет", - заметила Гольфанд, добавив, что на аналогичные дополнительные формы поддержки рассчитывают и в отрасли аквакультуры. "Но пока это даже не обсуждается. Но если посмотреть пример Китая или Норвегии, там отрасль получила развитие именно благодаря господдержке", - отмечает Гольфанд.
На 2014 год при ожидаемых объемах производства общий объем госсубсидий для отрасли аквакультуры необходим в пределах 250 миллионов рублей. При росте объемов производства в ближайшие несколько лет эта сумма может возрасти до 500 миллионов рублей и более, что соответствуют планам развития сельхозотрасли до 2020 года. При этом субсидии для других сфер сельхозпроизводства, в том числе животноводов, исчисляются миллиардами рублей. "Только в Мурманской области мы вложили в проект уже около 1 миллиарда рублей, хотя пока не сняли ни одного килограмма рыбы, так как цикл выращивания составляет 2-3 года", – говорит Гольфанд.
При развитии аквакультуры встает вопрос и о создании собственных смолтовых фабрик. "Но нам будет необходимо построить не только сам завод, но и всю сопутствующую дорогостоящую инфраструктуру – дороги, мост и так далее. И здесь нам без помощи государства не обойтись", - отмечает представитель "Русского моря – аквакультура".
ЗОЛОТЫЕ МАЛЬКИ
Отрасль также волнуют нововведения в области предоставления водных участков под аквакультуру. Один из проблемных вопросов – пролонгация действующих договоров на пользование рыбоводными участками. Например, компания "Русское море – аквакультура" получила участки на 10 и 20 лет, и опасается, что при выставлении их на повторный конкурс через 10 лет она может потерять бизнес, в который к тому времени уже будут сделаны основные инвестиции. "Мы предлагаем: давайте сделаем преимущественное право для тех, кто уже работал на этом участке", - предлагает глава "Русского моря - аквакультура".
Кроме того, бизнес опасается рисков чрезмерной зарегулированности. По словам Гольфанд, сейчас обсуждаются нормы, которые являются по своей сути избыточными.
При этом аквакультура пока находится в менее выгодных условиях, чем импортеры уже выращенной рыбы. Вступив в ВТО, Россия взяла на себя обязательство понизить пошлины на ввоз рыбы. Первый шаг был сделан в сентябре – пошлины на ввоз были понижены с 10% до 9-6,5% в зависимости от вида рыбы, в том числе на охлажденную семгу и форель - до 8,6%, на мороженую - до 8,3%.
При этом оборудование для марикультуры, мальки, корма из-за отсутствия российских аналогов ввозятся из-за границы, преимущественно из Норвегии. "К сожалению, на эти компоненты снижать пошлины никто не думал", - сетует Гольфанд. На оборудование пошлина сейчас достигает 15%, на корма - 5%, на малька – 8-10%. В среднем стоимость одного малька после пересечения границы составляет около 85 рублей, отмечают в компании.
Предприниматели призывают снизить пошлины если не на постоянной основе, то хотя бы на ближайшие 5-10 лет, пока отрасль только начинает набирать обороты.
"Рыба - один из самых полезных источников белка, так давайте поможем отрасли встать на ноги. Мы можем заместить норвежскую форель, лосось. В России для этого есть природный потенциал", - подытожила Гольфанд.