Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности расходования бюджетных средств, направленных на финансирование деятельности государственных контрольных органов по обеспечению бесперебойного пропуска лиц, товаров и транспортных средств через российско-латвийскую границу в автомобильных пунктах пропуска. Контрольное мероприятие было проведено в рамках выполнения плана работы Счетной палаты на 2013 г. С сообщением выступил аудитор Сергей Мовчан.
Сейчас на российско-латвийском участке государственной границы действуют четыре автомобильных пункта пропуска: Брунишево, Бурачки, Лудонка, Убылинка, на которые приходится около 15% всего объема товаров, ввозимых в РФ автомобильным транспортом.
Пункты пропуска Убылинка и Бурачки построены по проектно-сметной документации 1993 - 1994 гг. и функционируют более 19 лет, Брунишево функционирует с 1992 г. (более 21 года), Лудонка построен по проектно-сметной документации 2005 г. и введен в эксплуатацию в 2010 г. Сейчас инфраструктура и оснащение этих пунктов не соответствует разработанным в 2008 г. нормам ведомственных приказов контрольных органов и утвержденным решением комиссии Таможенного союза единым типовым требованиям к обустройству пунктов пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза.
Состояние подъездных дорог к этим пунктам пропуска зачастую не позволяет реализовать их потенциал и обеспечить эффективность международных грузовых и пассажирских транспортных перевозок.
Так грузопассажирский пункт пропуска Лудонка, в реконструкцию которого в 2007 - 2008 годах было вложено более 500 млн. рублей, не может пропускать грузовой автотранспорт из-за неудовлетворительного состояния прилегающей к нему дорожной инфраструктуры (дороги Носово - Лудонка и моста через реку Кухва). В результате, фактический поток автобусов в 2011 - 2012 гг. составил 3,2% и 4,5% соответственно от установленной паспортом пункта пропускной способности.
В пункте пропуска Брунишево территория не благоустроена, дороги и площадки грунтовые, а государственные контрольные органы исполняют свои служебные обязанности в приспособленных временных сооружениях (вагончиках). В пункте также отсутствуют централизованные системы водоснабжения и канализации, отопление и навесы в досмотрово-контрольной зоне. Пункт пропуска не оборудован системой безопасности (видеонаблюдение, охрана периметра). Подъездная дорога - местного значения, грунтовая, двухполосная, не обустроена.
Эффективность работы таможенных органов в пунктах пропуска на российско-латвийской границе с каждым годом увеличивается. Об этом свидетельствует ежегодный рост пропускной способности пунктов и сокращение времени таможенного оформления товаров и транспорта. В тоже время в пунктах пропуска случаются длительные простои транспортных средств между этапами контроля. Для пункта пропуска Убылинка особенно характерны простои между окончанием транспортного контроля и формированием сообщения о прибытии. В отдельных случаях это время достигало 5 часов. В пункте пропуска Бурачки ряд простоев связан с технологическими перерывами, в то время как распорядок работы пункта предполагает круглосуточный режим без технологических перерывов.
По результатам проверки коллегия решила направить представление в Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ, информационное письмо в Федеральную таможенную службу и в Правительство РФ. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания РФ.
Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации
14 ноября 2013 года