Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности системы управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан в условиях совершенствования стратегического планирования и механизмов государственных закупок». Экспертно-аналитическое мероприятие проводилось в соответствии с Планом работы Счетной палаты на 2013 год. С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.
В целом были отмечены положительные тенденции социально-экономического развития Республики Башкортостан, но для реализации в полном объеме данного потенциала требуется совершенствование существующей системы стратегического управления с учетом ожидаемых целевых эффектов, определенных документами государственного стратегического планирования на федеральном уровне (Указами Президента России и госпрограммами Российской Федерации).
В ходе мероприятия был выявлен ряд недостатков в организации системы государственного стратегического планирования Республики Башкортостан.
Так, в «Стратегии социально-экономического развития Республики до 2020 года» не отражен экономический потенциал Башкортостана, благодаря которому в Республике могут быть созданы конкурентоспособные кластеры в кооперации с другими регионами Приволжского и Уральского федеральных округов. «Из 32 приоритетных инвестпроектов Приволжского федерального округа только один проект реализуется на территории Республики. - подчеркнул Юрий Росляк. - При этом в инвестпроектах федерального округа не представлены предприятия Республики по таким базовым отраслям экономики, как нефтехимия, АПК и машиностроение, где они являются системообразующими в рамках федерального округа».
Кроме того, отсутствует порядок разработки, реализации и оценки эффективности республиканских госпрограмм, в том числе обеспечивающий увязку госпрограмм региона с целями и показателями, приведенными в «майских» указах Президента России и государственных программах Российской Федерации.
Аудитор также сообщил, что результаты анализа реализации «майских» указов Президента России в Республике Башкортостан свидетельствуют о недостаточности финансовых ресурсов на их реализацию.
При этом было подчеркнуто, что в 2012 году Республика вошла в число регионов, обеспечивших наибольший рост заработной платы педагогических работников. Например, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования была увеличена в 4-м квартале 2012 года до 23905 руб., при целевом показателе среднемесячной заработной платы за 4-й квартал 2012 года - 22690 руб.
«Однако требуются дополнительные усилия по поиску источников финансирования для безусловного выполнения «майских» указов Президента России, в том числе за счет оптимизации налоговых льгот», - отметил аудитор.
По состоянию на июль 2013 года общая потребность в средствах консолидированного бюджета на реализацию указов Президента России на период с 2013 по 2018 годов составляет около 216 млрд. рублей. Дефицит средств в 2013-2015 годах составляет около 76 млрд. руб.
В этой связи Юрий Росляк акцентировал внимание членов Коллегии на том, что недостаточность средств для реализации указов Президента России является актуальной проблемой для большинства субъектов Российской Федерации, что требует дополнительного обсуждения в рамках рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
На Коллегии также отмечалось, что реализация «майских» указов Президента России осуществляется в регионе на фоне значительного роста с 2007 года государственного долга Республики Башкортостан.
«По сравнению с 2010 годом по итогам 2013 года прогнозируется рост госдолга Республики с 10 млрд. рублей до 20 млрд. рублей, или в два раза», - констатировал Юрий Росляк.
Результаты анализа влияния госзакупок на социально-экономическое развитие Республики показывают, что осуществляемые Башкортостаном меры в сфере управления госзакупками, оказывают положительное влияние на уровень качества и результативности закупочных процедур. Так, объем республиканских торгов за 2010-2012 годы увеличился в среднем в 2,5 раза. Относительная экономия за период с 2011 по 2012 годов составила более 12%.
«Среди основных недочетов выявлен недостаточный уровень организации системы планирования размещения закупок по объектам республиканской адресной инвестиционной программы у госзаказчиков, что должно быть устранено в ходе перехода на нормы закона о контрактной системе (44-ФЗ)», - подчеркнул аудитор Счетной палаты.
Коллегия приняла решение направить информационное письмо Президенту Республики Башкортостан. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания и полномочному представителю Президента России в Приволжском федеральном округе.
Справочно:
Республика Башкортостан занимает ведущие места среди субъектов по уровню социально-экономического развития (16-е место) и по объему инвестиций в основной капитал. Валовой региональный продукт, по оценке Минэкономразвития Республики в 2012 году увеличился на 5,0%, что выше среднероссийского уровня (3,4%).Уровень безработицы в Республике на 1 января 2013 года снизился по отношению к уровню 2012 года с 7,7% до 6%.
Согласно оценкам международной рейтинговой компании Standard & Poor's, кредитный рейтинг Башкортостана с 2001 года вырос на шесть уровней.
По состоянию на 1 января 2013 года в Республике реализуется 67 приоритетных инвестпроектов Республики Башкортостан, объем инвестиций по которым составляет более 384 млрд. рублей. Более половины (40) приоритетных инвестпроектов реализуются в сфере промышленного производства, где сосредоточено 72% от общего объема инвестиций и создается треть новых рабочих мест.
Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации
25 ноября 2013 года