Рейтинг@Mail.ru
Пересматривали ли вы тарифы по каско в 2013 году? - 24.01.2014, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пересматривали ли вы тарифы по каско в 2013 году?

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Алексей Володяев, директор по развитию страхования СК "МАКС":

Мы ежегодно проводим изменения тарифов по автокаско, проводили их и в первой половине 2013 года. Но это не было системное повышение, это была корректировка по разным маркам и моделям, как в сторону повышения, так и в сторону понижения в зависимости от фактической убыточности по этим группам. Аналогичную операцию планируем и весной 2014 года.

Определенный рост убыточности из-за изменений в судебной практике, наверняка, присутствует, но мы не готовы численно оценивать его влияние, пока у нас не будет окончательного статистического анализа нашего портфеля 2013 года. Пока только можем сказать, что новшества в судебной практике не оказали сколь значимого воздействия на его структуру.

Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга "АльфаСтрахование":

Тарифы по автокаско пересматриваются нами на регулярной основе, если говорить о какой-то периодичности, то не реже одного раз в квартал. Пересмотр тарифов идет по отдельным маркам автомобилей. Размер тарифа меняется в зависимости от динамики ряда параметров: частота наступления убытков по конкретной марке, стоимость нормочаса, запасных частей для нее. Если эти параметры увеличиваются, например, вследствие инфляции, это может находить отражение в тарифах.

Если говорить о 2013 годе, то в целом по портфелю мы не наблюдали увеличение, тарифа: с одной стороны была коррекция по отдельным моделям, но она компенсировалась снижением по другим. Такая же тенденция будет сохраняться и в 2014 году.

Дмитрий Кузнецов, директор центра андеррайтинга и управления продуктами СК "Согласие":

Первое, что хотелось бы отметить - показатель "средний тариф по автокаско" не является информативным. Это своего рода "средняя температура по больнице", которая не учитывает много факторов. Среди которых могут быть и ошибки в предоставлении данных, например, по страховой сумме. Этот показатель не учитывает и изменение структуры портфеля, наличие продуктов по неполному каско, а возможно, и дополнительные риски, которые тоже были добавлены в каско.

Что касается Страховой компании "Согласие", то мы ежеквартально осуществляем корректировку тарифов посегментно на основании статистики и актуарных расчетов. При этом я бы не сказал, что тарифы повышаются во всех сегментах. Хотя, безусловно, общий тренд в сторону незначительного увеличения все же присутствует. Это не связано только с судебной практикой, есть и другие внешние факторы, влияющие на их рост.

Дамир Аксянов, заместитель председателя правления ОАО "СОГАЗ":

Тенденция повышения страховых тарифов по автокаско в последнее время характерна для страхового рынка в целом. Что касается СОГАЗа, то нельзя сказать, что мы с какой-то заданной периодичностью обязательно пересматриваем тарифы. Корректировка или точечная донастройка тарифов – это обычная плановая работа, основанная на постоянном мониторинге и анализе разных факторов, влияющих на убыточность в автостраховании. В любом случае, СОГАЗ не пересматривает тарифы чаще, чем раз в полгода.

Корректировка тарифов СОГАЗом связана с изменением структуры портфеля, ростом доли рыночного сегмента в портфеле компании, развитием розничного страхования. Также изменение тарифов вызвано увеличением частоты наступления страховых случаев и изменением размера среднего убытка в связи с ростом стоимости ремонта машин у наших партнеров – станций техобслуживания.

Существенное влияние на тарификацию в автокаско оказали и изменения в судебной практике. В частности, теперь по решению судов страховщики включают в состав выплат компенсации за утрату товарной стоимости, платят за гибель автомобиля без учета износа. Кроме того, дополнительные расходы у страховщиков возникли в связи с распространением на автострахование закона о защите прав потребителей. У страхового сообщества неоднозначное отношение к этим изменениям, но на текущий момент мы их принимаем как данность.

Отмечу также, что рост тарифов по автокаско в целом по рынку объясняется еще и тем, что отдельные страховщики в предшествующие годы работали по заниженным и даже явно демпинговым тарифам. То есть сегодня они приводят стоимость на автострахование в соответствие с реальными и адекватными ценами на эту услугу. По моей оценке, значение этого фактора в повышении стоимости на автострахование довольно существенно. 

© fotolia.com / HappyAlexАвтомобили
Автомобили

Александр Потитов, заместитель генерального директора "Либерти Страхование":

Мы в течение года корректируем тарифы по автокаско как в меньшую, так и в большую сторону. Факторов, влияющих на тариф по каско, достаточно много. Так, на цену каско влияет изменение цен на запчасти, ремонтные работы, обновление автомобильного модельного ряда, получение нашей компанией скидок у партнеров на ремонт автомобилей, результаты работы конкретных продавцов и каналов продаж, накопление статистики по повреждениям и угонам и многое другое.

Наши информационно-технологические возможности позволяют корректировать тарифы, как по всему портфелю, так и по отдельным сегментам, например, конкретным моделям автомобилей, соотношению стаж-возраст водителя, регионам и т.д.

Стоит также отметить, что изменяется и сама продуктовая линейка. Так, мы предлагаем полное каско, миникаско, удобные дополнительные опции к продуктам и т.д. В зависимости от потребительского спроса, маркетинговых идей и коммерческих результатов каждый из таких продуктов может видоизменяться.

На практике наша тарификационная система, как по каско, так и по иным видам страхования дает хороший результат: в 2013 году мы полностью выполнили задачи, как по продажам, так и по уровню убыточности. При этом система ценообразования по каско была выстроена ранее, и в прошлом году мы делали только точечные изменения.

Если говорить о складывающейся судебной практике применительно к страховому рынку, то стоит отметить, что это не единственный ценообразующий фактор. В некоторых случаях решения Верховного суда стимулировали рост недобросовестного поведения автовладельцев, благодаря чему они не только компенсировали свои убытки, но и зарабатывали на страховании, что противоречит самой сути страхования.

Светлана Порошина, заместитель генерального директора по управлению страховыми рисками "Югории":

Да, пересматривали в конце 2013 года, как в связи с корректировкой оценки риска по отдельным группам ТС, так и в связи с негативным влиянием судебной практики на рост выплат. Большей частью тарифы были откорректированы в сторону повышения.

Сложившаяся в настоящее время судебная практика негативным образом повлияла на страхование транспортных средств, следствием чего стало вынужденное увеличение тарифов каско подавляющим большинством страховых компаний страны.

В настоящее время суды обязывают страховщиков каско производить выплаты по тем страховым рискам, которые не предусматривались ни правилами, ни договором страхования. В результате эти расходы закладываются в страховые тарифы, приводя к их увеличению абсолютно для всех страхователей, в том числе для тех, кто добросовестно выполнял условия договора страхования: не оставлял ключи и документы в автомобиле, сообщал достоверную информацию о возрасте и стаже водителей и т.д.

Кроме того, ранее при урегулировании убытков страхователь, получив справедливую сумму выплаты, как правило, в суд не обращался. Обращения были либо по значительным недоплатам, либо по отказам в выплате.

Сейчас многие граждане поняли, как заработать на СК и ищут любую возможность подать иск. Немалую роль в этом играют адвокаты, которые "охотятся" в подразделениях ГИБДД на потенциальных клиентов и привлекают их бесплатными консультациями и возможностью обогащения.

Роман Тихоненко, руководитель департамента розничного страхования ЗАО "АИГ":

"АИГ" не является исключением из общего тренда в отношении повышения тарифов. За 2013 год мы несколько раз постепенно повышали тарифы, при этом особенно сильно в конце года. Скорее всего, в ближайшее время мы продолжим повышение тарифов, но меньшими темпами.

Нововведения в судебной практике не оказали на нашу компанию значительного влияния, так как мы никогда не занимались занижением выплат. В то же время отсутствие эффективных инструментов для отказов в выплате мошенникам и их увеличившееся количество заставляют, как повышать тарифы, так и внедрять новые системы контроля. К сожалению, органы внутренних дел не помогают нам в процессе борьбы с мошенничеством, а скорее, наоборот, негативно влияют на него. Кроме увеличения частоты мошеннических случаев, сильное давление на тарифы оказывает повышение среднего счета ремонтных станций, а также ухудшение качества работы независимых экспертных организаций.

Алексей Удалов, начальник управления андеррайтинга в автостраховании СК "Цюрих":

Eсли говорить о повышении тарифов, то мы начали пересматривать их еще в конце 2012 года. В результате, в 2013 году для некоторых сегментов они существенно изменились, но при этом по ряду сегментов нам удалось сохранить тарифы на уровне 2012 года или даже снизить их, несмотря на непростую ситуацию на рынке. В целом же, средний уровень тарифов плавно повышался в течение 2013 года, преимущественно из-за изменения судебной практики и распространения на страхование Закона "О защите прав потребителей".

В страховой компании "Цюрих" очень сегментированный подход к тарифообразованию. Мы международная компания и стараемся учитывать европейские практики, адаптируя их для российского рынка. Например, у нас в компании при расчете стоимости автокаско учитывается официальный адрес проживания страхователя. Для России это явление новое, в то время как в Европе адрес проживания является одним из решающих факторов при расчете стоимости автострахования. Такая сегментация позволяет сформировать адекватную цену и существенно сэкономить на страховке. Так, разница в стоимости полиса в Москве в зависимости от района проживания может достигать 45%.

В России в целом количество факторов, влияющих на стоимость полиса, гораздо ниже, чем в Европе. Например, при расчете автокаско используют в среднем 3-4 фактора, в то время как в Швейцарии, чтобы рассчитать стоимость полиса для внедорожника, проанализируют 60 факторов. На наш взгляд, многофакторность является перспективным направлением развития страхового рынка в России, которое позволит сделать тарифы выгодными для ответственных клиентов.

Дмитрий Соколов, директор центра страхования автотранспорта физических лиц СК "Альянс":

В прошлом году появились объективные причины для увеличения убыточности моторных видов. Это и закон о правах потребителей, и судебная практика, связанная с выплатами не предусмотренными правилами страхования, и поднятие цен дилерами. Поэтому мы дважды поднимали тарифы в прошлом году и не исключаем, что такая тенденция продолжится и в этом году тоже.

Михаил Ефимов, директор по страхованию компании "ИНТАЧ Страхование":

Мы склонны полагать, что, помимо судебной практики, серьезное значение имеют и общерыночные условия: инфляция, значительно растущие стоимости запчастей, услуг по ремонту и пр. В этой ситуации, чтобы сохранить уровень цен, необходимо заранее прогнозировать эти тренды и прилагать соответствующие усилия по снижению их влияния: например, через дополнительные переговоры со станциями ремонта, оптимизации суброгационной деятельности и т.п. В нашей компании мы стараемся всегда играть на опережение, поэтому нам удалось в 2013 году сохранить уровень цен практически неизменным.

Кирилл Бобыльков, директор департамента маркетинга "ВТБ Страхования":

Стоит отметить, что в связи с широким региональным присутствием "ВТБ Страхования", мы анализируем и пересматриваем тарифы каско каждый месяц по разным регионам. Это вызвано различными факторами: инфляция, изменение "рисковости" конкретного сегмента, поведение конкурентов, политика сервисных станций, динамика цен на стоимость запчастей, изменение курсов иностранных валют и т.д.

Очевидно, что сложившаяся судебная практика и активное использование закона о защите прав потребителей должны привести к росту тарифов по каско. Однако пока этот рост носит локальный характер. Весь рынок пока не готов идти на значимое увеличение тарифов – страх потерять в продажах пока выше. Пока мы видим "скрытое" повышение тарифа – изменение набора рисков, изменение условий страхования, корректировка политик урегулирования убытков. Но и без последних тенденций в судебной практике убыточность моторного страхования была крайне высока – рынок работал в минус.

Сергей Туганов, директор по андеррайтигу "ОРАНТА Страхование":

Прежде всего, нужно обратить внимание на корректность оценки статистических данных. Нельзя делать однозначных выводов исходя из оценки лишь одного среднего показателя.

Как показывают данные статистики СБРФР, средний тариф по автокаско вырос почти на треть, однако, средняя стоимость полиса увеличилась всего на 6,6%. О чем это может говорить? Можно сделать предположение о том, что снизилась средняя страховая сумма за счет большего проникновения в более массовые сегменты авторынка или увеличения доли страхования неновых автомобилей. Но и это утверждение можно подвергнуть сомнению, обобщения для извлечении чистой прибыли не полезны.

Измерения, которые мы используем в работе, подтверждают рост, и, во многом, он обусловлен влиянием судебной практики.

Компания "ОРАНТА Страхование" отреагировала на эти изменения новым подходом к структуре ценообразования - стоимость полиса теперь напрямую связана с "производственными" затратами, т.е. с ожидаемой стоимостью ремонта. Причем эта зависимость отражает не только текущие цены на ремонт, но и понимание того, что стоимость запчастей не зависит от страховой суммы - например, крыло одной и той же модели ТС будет стоить одинаково вне зависимости от комплектации машины.

Таким образом, мы обеспечиваем клиенту еще более честную цену, предлагая технологичный подход к ценообразованию по каждой модели ТС, с учетом особенностей водителя.

Тем не менее, с учетом сложившейся судебной практики и роста мошенничества рост средней премии по рынку автокаско неизбежен.

Сирма Готовац, генеральный директор страховой группы "Уралсиб":

Если смотреть официальные данные по рынку, то действительно фиксируется рост тарифов с 3,16% по итогам 9 месяцев 2012 года до 4,13% по итогам трех кварталов 2013 года. Вероятно, дело в технических ошибках. При более детальном анализе можно увидеть, что причина роста - снижение страховых сумм на 15% по договорам страхования каско при увеличении числа застрахованных автомобилей почти на 4% и объема страховой премии на 10,6%. По нашим данным, в течение 2013 года основные игроки повышали тарифы, но меньше, чем на 30%.

Судебная практика, конечно же, отразилась на тарифах отдельных компаний. Но это не единственная причина. Существенное влияние оказывает и инфляции на рынке автомобильных услуг, в частности, увеличение стоимости запасных частей и нормачасов.

Для повышения устойчивости бизнеса мы создали полноценную систему риск-менеджмента. Поэтому при формировании тарифной сетки проводится детальный анализ и оценивается степень влияние изменений на качество всего портфеля. Безусловно, мы регулярно пересматриваем тарифы как в сторону повышения, так и понижения. И этот год не станет исключением. При этом, я убеждена, что разумный подход к тарифу должен сопровождаться настоящим сервисом и гарантировать клиенту своевременную компенсацию возможных убытков в полном объеме.

Тщательный адеррайтинг в текущей сложной экономической ситуации приобретает особую значимость. Заигрывание с тарифами сейчас может привести к серьезным проблемам и даже банкротствам. Это опасно не только для отдельных участников рынка, но и негативно отражается на доверии к отрасли в целом.

 

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Подробнее
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала