МОСКВА, 3 мар - РИА Новости. В Госдуме разошлись мнения относительно введения механизма лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД): одни считают, что это поможет навести порядок в сфере управления жилищным фондом и ЖКХ, другие полагают, что это убьет конкурентную среду в этой отрасли и предлагают создать систему образования и повышения квалификации управляющих, прежде чем вводить лицензирование.
Группа депутатов от партии "Единая Россия" во главе с руководителем фракции 11 февраля внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который вводит механизм лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно нему, все лица, занимающиеся управлением многоквартирными домами, должны до 1 мая 2015 года получить лицензию и квалификационный аттестат.
Получать лицензии с принятием закона должны будут все управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные для управления многоквартирными домами.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ИЛИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
Глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская ("Справедливая Россия") считает, что до ввода лицензирования необходимо создать систему образования и повышения квалификации управляющих жилищным фондом.
"Очень легко зарождающуюся конкурентную среду сейчас закрыть. Я считаю, что в этой сфере может и должна быть конкуренция", - сказал Хованская на парламентских слушаниях, посвященных лицензированию деятельности по управлению МКД.
По ее мнению, механизм лицензирования может разрушить саморегулирование в сфере ЖКХ, которым совсем недавно пытались решить проблемы в сфере управления многоквартирными домами. Глава комитета ГД подчеркнула, что одна из проблем заключается в низком профессиональном уровне тех, кто занимается управлением жилищным фондом.
"Прежде чем вводить лицензирование, с моей точки зрения, нужно позаботиться о создании системы образования и повышении квалификации, где саморегулирование могло бы сыграть серьезную роль. Но мы его разрушаем, вводя саморегулирование", - считает Хованская.
Еще один важный вопрос, который, по ее словам, предстоит решить – это наведение порядка с ресурсоснабжающими организациями, доля предоставления услуг которых в наших платежных документах составляет 75%. Они сегодня банкротят управляющие компании, и эту проблему надо урегулировать.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМО
Первый зампред комитета Госдумы по земельных отношениям и строительству Мартин Шаккум (ЕР), один из авторов законопроекта о лицензировании управляющих компаний, отметил, что предлагаемые меры могут серьезно изменить ситуацию в ЖКХ. "Галина Петровна говорила о развитии и поощрении конкуренции в этом секторе. Наше мнение несколько другое. Появилось очень много компаний, которые без всякой проверки на их квалификацию, без соответствующего оборудования и имущества вышли на этот рынок", - сказал Шаккум.
Он добавил, что конкуренция может быть, но когда на рынке присутствуют добросовестные компании, а сегодня ситуация складывается несколько иная.
"Сейчас мы с опозданием, наверное, вводим лицензирование. Эта мера серьезно может изменить ситуацию в ЖКХ. Мы будущее видим в профессиональном управлении. То, что сегодня не хватает", - сказал Шаккум.
Парламентарий также подчеркнул, что законопроект предусматривает персонифицированную ответственность губернатора, руководителя жилищного надзора и руководителей управляющих компаний. Единственное, что, по мнению Шаккума, не хватает в законопроекте – это ответственности муниципальных органов власти, которые являются связующим звеном в общении с потребителями услуг ЖКХ. Этот вопрос, по словам депутата, проработан недостаточно и ко второму чтению это может быть исправлено.
По мнению первого зампреда комитета по жилполитике и ЖКХ Елены Николаевой (ЕР), саморегулирование и лицензирование могли бы вполне эффективно дополнять друг друга, поскольку лицензирование – это государственная система допуска управляющих компаний на рынок, а саморегулирование – это внутренняя защита рынка и создание конкурентности.
РЕКОМЕНДАЦИИ
В проекте рекомендаций участников слушаний правительству РФ предлагается разработать правовые механизмы, направленные на организацию непрерывного процесса управления МКД с повышенным износом и исключающие повышение размера платы за содержание и ремонт общего имущества в таких домах. Также рекомендуется исключить требование о наличии лицензии у товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, созданных в соответствии с гражданским и жилищным законодательством РФ для управления домами.
Кабмину предлагается рассмотреть вопрос о страховании гражданской ответственности управляющих компаний.