МОСКВА/БЕЛГРАД, 25 мар - Прайм/РИА Новости. Надежда Фролова, Николай Соколов. РЖД во вторник приступают к строительству и реконструкции железных дорог Сербии, финансирование которых осуществляется за счет экспортного кредита, предоставленного правительством РФ, сообщили в РЖД.
Контракт с Сербией на общую сумму 940 миллионов долларов, из которых 800 миллионов долларов - государственный экспортный кредит России, предусматривает строительство инфраструктуры и поставку дизельных поездов. Выполнять работы со стороны РЖД будет дочерняя компания "РЖД Интернешнл", созданная для реализации проектов холдинга в Сербии и других зарубежных странах.
Во вторник начинаются работы по первому из планируемых в рамках контракта проекту - строительство второго пути и электрификация 16 километров линии Белград – Панчево.
ДОРОГИ XIX ВЕКА
Проблемы в национальной экономике, вызванные глобальной рецессией, привели к решению Сербии обратиться к России с просьбой о кредите в 2009 году. По итогам переговоров было объявлено, что РФ выделит один миллиард долларов, из них 200 миллионов для сербского бюджета, оставшаяся часть – для модернизации железнодорожной инфраструктуры.
Главным условием выделения 800 миллионов долларов было предоставление сербской стороной проектной документации, но у страны не оказалось проектов и средств на их подготовку. На составление и утверждение документов потребовалось несколько лет. Соглашение между правительствами двух стран о предоставлении российского кредита на проекты по модернизации железнодорожной инфраструктуры республики было подписано в январе 2013 года.
О необходимости срочной реконструкции железных дорог красноречиво говорит статистика. Средний возраст поездов составляет 30 лет, путей – более 40 лет. Средняя скорость передвижения по местным железным дорогам, по последним обнародованным данным, составляет порядка 45 километров в час. Международные рейтинги стабильно отводят Сербии место во второй сотне стран мира по уровню развития железнодорожной отрасли.
В ходе обсуждения проблемы в сербском парламенте один из депутатов с возмущением напомнил, что более 130 лет назад в период зарождения сербских железных дорог поезд между крупнейшими городами Белградом и Нишем шел в среднем всего лишь на девять километров в час медленнее нынешних сербских поездов.
По сути это означает, что железнодорожная инфраструктура страны по степени развития находится на уровне XIX века, а реализация российско-сербского проекта, как считают в Белграде, позволит не только значительно сократить это отставание, но и привлечь в Сербию новых иностранных инвесторов.
ДОРОГИ И ПОЕЗДА
Контракт РЖД предусматривает строительство и электрификацию 16 километров второго пути ж/д линии Белград – Панчево; реконструкцию шести участков общей протяженностью 112 километров Десятого панъевропейского коридора, реконструкцию существующего и строительство второго нового пути на участке Стара Пазова – Нови Сад протяженностью 43 километра; реконструкцию сербского участка железнодорожной линии Белград – Бар протяженностью 200 километров. Он также включает поставку дизель-поездов производства ОАО "Метровагонмаш" (входит в "Трансмашхолдинг").
Сотрудничество по Десятому панъевропейскому транспортному коридору имеет перспективы взаимодействия с железными дорогами европейских стран-участниц - Австрии, Хорватии, Сербии, Болгарии. Целью его создания является увеличение грузо- и пассажиропотока между Центральной и Юго-Восточной Европой, улучшение качества транспортных услуг, сокращение времени в пути и простоев на погранпереходах, а также координация инвестиционных, научных и технических усилий всех железных дорог-участниц по поддержанию его инфраструктуры.
При проведении работ по восстановлению инфраструктуры железных дорог Сербии предполагается применение российской технологии ремонта пути, являющейся на сегодняшний день наиболее эффективной. Специалисты холдинга РЖД готовы передать свой опыт сербским коллегам, перед которыми стоит задача восстановления ж/д инфраструктуры своей страны пострадавшей от событий последних лет и периода экономической нестабильности.
Железнодорожная линия Белград - Бар является одной из основных транспортных магистралей Сербии и имеет огромное региональное значение, особенно для развития деловых связей Сербии с Черногорией, Албанией и Италией. В рамках совместных инфраструктурных проектов российским специалистам предстоит реконструировать ее с целью увеличения пропускной способности и скорости движения поездов.