Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направленных в 2011-2013 годах на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения». Проверка прошла параллельно с контрольно-счетной палатой Ярославской области и Счетной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа. С докладом выступил аудитор Александр Филипенко.
Александр Филипенко сказал, что на первом этапе необходимая нормативная правовая база для модернизации здравоохранения была создана, региональные программы приняты, соглашения с регионами заключены своевременно. Несмотря на это, в ходе контрольного мероприятия выявлены существенные нарушения и недоработки при реализации программ модернизации здравоохранения.
За исследуемый период кассовое исполнение совокупно составило 694 млрд. руб. средств федерального бюджета и бюджета ФОМС, направленных на модернизацию здравоохранения, составило 98%. «Более 52% всех средств было направлено на укрепление материально-технической базы медорганизаций», - сказал аудитор.
Александр Филипенко отметил, что модернизация здравоохранения не завершена в 22 регионах. К примеру, в Кабардино-Балкарии не завершен ремонт в 4 медицинских организациях, не закуплено 400 единиц оборудования. «При этом Минздравом России, Фондом и регионами не выполнено поручение Правительства по завершению мероприятий и вводу оборудования в эксплуатацию к 1 июля 2013 г.», - сказал он. Аудитор обратил внимание, что Минздравом РФ не проводился мониторинг исполнения федеральными медицинским учреждениями мероприятий по модернизации здравоохранения.
В 2013 году распределение субсидий из бюджета ФОМС на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ в части мероприятий по строительству перинатальных центров было осуществлено некорректно. Так, распределение субсидий регионам на строительство перинатальных центров было осуществлено без учета законодательно утвержденной Методики (Постановление Правительства РФ от 15 октября 2013 г.). «В связи с затянувшимся этапом согласования соглашений между исполнительными органами государственной власти регионов с Минздравом РФ и ФОМС о финансовом обеспечении региональных программ по строительству перинатальных центров средства в сумме более 52 млрд. руб. до регионов доведены так и не были», - добавил Александр Филипенко.
Александр Филипенко заявил, что основными нарушениями в проверяемый период при заключении контрактов в рамках программ модернизации здравоохранения являются случаи поставки медицинского оборудования, не соответствующего по своим характеристикам требованиям, указанным в государственных контрактах на его приобретение (Ярославская область), факты нарушения порядка оплаты заключенных договоров (ФГБУ «Научно-исследовательский институт ревматологии» Российской академии медицинских наук), а также поздняя поставка медоборудования поставщиками и простой оборудования. К примеру, в Республике Башкортостан простой медоборудования составлял более 800 дней, в Ямало-Ненецком автономном округе - свыше 100 дней. «Все это требует дополнительной правовой оценки, для чего предлагается направить материалы в Генпрокуратуру», - сказал аудитор.
Аудитор обратил особое внимание, что повышение доступности медпомощи сельским жителям было одним из приоритетов модернизации здравоохранения. Однако в результате неисполнения региональных программ не было открыто 1,7 тыс. офисов врачей общей практики, 2 тыс. ФАПов и 1,5 тыс. фельдшерских пунктов. «Только в 18 регионах коечный фонд в межмуниципальных центрах соответствует планируемым значениям», - добавил аудитор.
В докладе аудитора было отмечено, что на информатизацию здравоохранения было израсходовано более 31 млрд. руб., тем не менее, функционирующая государственная информационная система (ЕГИС) не создана. Так, Минздравом РФ были нарушены сроки, установленные Концепцией ЕГИС, при разработке требований к региональным системам и передаче данных. Таким образом, большинство регионов закупали оборудование и внедряли программное обеспечение в отсутствие единых федеральных требований. «В сложившейся ситуации регионы вынуждены дорабатывать свои системы, неся дополнительные затраты», - подчеркнул аудитор.
На внедрение стандартов медицинской помощи и повышение ее доступности в было направлено более 290 млрд. руб. Тем не менее, по состоянию на 2013 г. стандартизовано только 17% всех случаев заболеваний, требующих госпитализации. «Нет стандартов медпомощи при инфаркте миокарда, аппендиците, перитоните, ортопедических заболеваниях, требующих эндопротезирования суставов и многих других», - сказал аудитор. Таким образом, программа государственных гарантий бесплатной медпомощи на 2013 г. была сформирована и рассчитана при отсутствии утвержденных стандартов медицинской помощи, что нарушает законодательство.
В ходе доклада было подчеркнуто, что Минздравом РФ не разработаны единые принципы расчета тарифов на медуслуги в регионах, что делает невозможным оценку достаточности финансовых ресурсов. «Установленные тарифы на одно и то же заболевание в сопоставимых регионах отличаются в разы», - сказал аудитор. Так, к примеру, в Костромской области лечение больного с инфарктом миокарда стоит 25,5 тыс. руб., а в Калужской области - более 61 тыс. руб. В Республике Башкортостан тариф на рак бронха и легкого установлен в размере 39,5 тыс. руб., а в Удмуртской Республике - 139,8 тыс. руб. Между тем, от размеров тарифов на медуслуги зависит уровень зарплаты медперсонала в регионе, обеспечение медикаментами медицинских учреждений и другое.
Несмотря на рост зарплаты медицинских работников (в среднем по отрасли рост зарплат в 2013 г. составил 40% по сравнению с 2011 г.), ряд регионов не достигли целевых значений по этому показателю. «При этом в сопоставимых регионах зарплата различна», - обратил внимание аудитор. К примеру, в Воронежской области зарплата врача составляет 29 тыс. руб., в Калужской области - 39 тыс. руб. «Рост зарплаты обеспечен за счет роста нагрузки на медработника, а не за счет роста оплаты основного времени работы», - отметил Александр Филипенко.
31 регион Российской Федерации не достиг целевых значений по снижению смертности. «Необходимо отметить высокую смертность в Курской области - 16,3 на 1000 населения при целевом значении 15,4, Смоленской области - 16,5 при целевом значении 15,6», - сказал аудитор.
В настоящее время отсутствует законодательно установленный механизм использования сложившихся на конец 2013 года остатков средств бюджета ФОМС на цели модернизации здравоохранения в 2014 г. «Реализация мероприятий не закончена, источники дополнительного финансирования не определены. В этой ситуации Министерство здравоохранение вместе с заинтересованными ведомствами и регионами должно предложить решение отмеченных проблем», - отметил Александр Филипенко.
По итогам рассмотрения результатов проверки Коллегия решила направить информационные письма президенту Российской Федерации В.В.Путину, заместителю председателя Правительства РФ Ольге Голодец и руководителю Федерального агентства научных организаций Михаилу Котюкову; представления министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой, председателю ФОМС Наталье Стадченко, президенту Республики Башкортостан Рустэму Хамитову, губернатору Ярославской области Сергею Ястребову и губернатору ЯНАО Дмитрию Кобылкину; отчеты в Госдуму РФ и Совет Федерации РФ. Также, с учетом выявленных нарушений, материалы направлены в Генеральную прокуратору РФ и ФСБ России.
Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации