МОСКВА, 8 августа. ПРАЙМ. Ассоциация европейского бизнеса раскрыла продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 7 месяцев: Июль по автопродажам оказался гораздо хуже июня, закрепив за аналитиками уверенность в провале продаж по итогам всего года.
Июль определил и новые настроения покупателей: если в начале года отказывался от покупок в основном средний класс, то теперь экономить начали и потенциальные владельцы премиум-марок. В новых условиях единственным способом нарастить продажи остается только запуск новых моделей.
BMW себе дороже
Согласно данным ассоциации, пятерка лидеров российского рынка осталась неизменной: в июле ее возглавили автомобили под маркой Lada /28,014 тыс авто, сокращение на 25 проц по сравнению с июлем 2013 года/, на втором месте автомобили Kia /15,3 тыс, снижение на 11 проц/, на третьем месте Renault /15,2 тыс авто, снижение на 16 проц/, на четвертом - Huindai /14,5 тыс автомобилей, снижение на 2 проц/, на пятом - Toyota /13,3 тыс автомобилей, снижение на 9 проц/.
При этом, топовые модели брендов сохраняют свою массовость, но продолжают снижать продажи: самая продаваемая модель АВТОВАЗа
При этом впервые с начала негативной тенденции на авторынке /с начала 2013 года/ серьезно пострадали и премиум-бренды. Худшим оказался результат немецкого автоконцерна BMW /-38 проц в июле и -5 проц с начала года/. В середине 2013 года BMW вместе с Audi /входит в Volkswagen/ успешно конкурировали с немецким Mersedes, уступая ему около 3 тыс автомобилей год-к-году. Сейчас продажи BMW за 7 мес составили 21,7 тыс машин, продажи Audi также показали плохую динамику по июлю /-12 проц/ и по 7 месяцам /-3 проц, до 21,13 тыс единиц/.
На их фоне продажи Mersedes выглядят рекордными: +13 проц в июле и +18 проц по итогам 7 месяцев, до 23,9 тыс машин. В сравнении с предыдущим годом, автопроизводитель снизил темпы роста, но не ушел в минус. В этом ему, также как и Hyindai, помогло обновление модельного ряда: новый C-класс и новый GLA сохранили потребительский интерес к марке. По мнению аналитика RMG Андрея Третельникова, целевая аудитория Mersedes отличается от любителей BMW и Audi: если последних предпочитает молодежь, то Mersedes - автомобиль скорее статусный и по правилам хорошего тона, требует обновления с выходом новой версии.
По мнению главного редактора журнала "За рулем" Игоря Моржаретто, продажи BMW могли просесть и за счет потери части госзаказа: общая экономическая ситуация не способствует обновлению парка автомобилей для госслужб.
Среди аутсайдеров по итогам года и премиум-бренд Infiniti: его продажи снизились за 7 месяцев на 6 проц до 4,7 тыс штук, а в июле падение составило 40 проц. Между тем, сохраняет положительные результаты другой японец Mazda: бренд увеличил продажи в России на 13 проц в июле на 17 проц за 7 месяцев. По мнению экспертов, на это повлияли как скидки со стороны дилеров, так и обновленные Mazda 3 и Mazda 5. Сохраняет положительный результат и Lexus: +21 проц в июле, +17 проц в январе-июле /до 10,3 тыс машин/.
Внедорожники вне дороги
Вместе с премиум-сегментом, сократились по итогам июля продажи моделей в самом перспективном для российского рынка кузове: внедорожники и паркетники. Здесь, как и среди других сегментов, чувствуют себя лучше рынка те марки, которые успели запастись новыми моделями. При этом, внедорожники продолжают сохранять за собой крупную долю рынка. "Сейчас ситуация с внедорожниками может быть не показательной - но в разрезе двух-трех лет паркетники и внедорожники продолжат отвоевывать аудиторию", - говорит Третельников.
В топ-25 самых продаваемых моделей на российском рынке вошли Renault Duster, Chevrolet Niva /-32 проц в июле и -21 проц за 7 месяцев/, Lada 4x4 /-24 проц в июле и -16 проц за 7 месяцев/, обновленная в прошлом году Toyota RAV4 /-28 проц в июле и -9 проц в январе-июле/, Hyindai ix35 /-22 проц в июле, однако, рост на 12,5 проц по итогам 7 месяцев/, KIA Sportage /-23 проц в июле и -13 проц за 7 месяцев/. Среди аутсайдеров также Nissan Qashqai /-38 проц за месяц и -10 проц за 7 месяцев/. При этом, обновленный Mitsubishi Outlander за 7 месяцев увеличил продажи на 4 проц, а новая модель Opel Mokka выросла в июле почти в 4 раза.
Оценка с колес
Закончившийся умеренным падением автопродаж 2013 год вселял в экспертов надежду на более успешный 2014 год - однако, продажи с самого начала года показывали снижение, оправданное колебанием курса, завершением новогодних скидок и ожиданием новых моделей.
При этом общеполитическая ситуация превратила снижение продаж в провальное, заставив аналитические агентства и экспертов пересмотреть свои прогнозы по итогам года. В частности, АЕБ в июле ухудшила прогноз падения продаж легковых и LCV автомобилей в РФ на 2014 год до 12-процентного снижения, тогда как в начале года прогнозировала снижение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2014 году на 1,6 проц до 2,73 млн единиц.
В начале августа скорректированный прогноз представила и компания PricewaterhouseCoopers /PwC/: по их мнению, авторынок снизится от 8 до 12 проц год к году. По мнению аналитика "Сбербанк-СИБ" Игоря Васильева, осенью темпы падения автопродаж все же замедлятся.