ЦБ предлагает установить долгосрочный ориентир по инфляции в 4%, что сейчас рассматривается в рамках подготовки "Основных направлений ДКП на 2015-2017 гг." В случае его введения инфляцию планируется снижать постепенно, не создавая давления на экономический рост. Неслучайно речь о такой инициативе зашла на фоне сообщений о предстоящем повышении ЦБ прогноза по инфляции. МЭР уже повысило свой прогноз на 2014 г. до 7-7,5%, на 2015 г. до 6-7% (правда, с учетом введения налога с продаж) и А. Улюкаев прокомментировал заявленный долгосрочный ориентир ЦБ как "неприемлемый" ввиду амбициозности цели.
Между тем, пересмотр не только прогноза, но и цели по инфляции, который мог бы за этим последовать, как отметила К. Юдаева, не повысил бы доверия к политике ЦБ. Вместо этого предлагается в случае краткосрочных отклонений фактической инфляции от целевого ориентира "под действием непредвиденных и временных факторов" не корректировать его, а объяснять причины такого отклонения.
Такой подход является распространенным в мировой практике при переходе на таргетирование инфляции: в этом случае регуляторы разъясняют причины недостижения цели и приводят план мер по борьбе с отклонением. Некоторые страны имеют заранее установленный список таких причин.
Безусловно, четкое обозначение долгосрочного ориентира повышает прозрачность политики ЦБ. Но есть определенные нюансы. Сейчас допустимая величина отклонения от таргета - +/-1,5 п.п. Изначально предполагается, что при рисках превышения фактической инфляции цели на 1,5 п.п. (в 2014 г. уровня 6,5%), ЦБ ужесточает политику.
Если новая редакция ДКП зафиксирует центральный таргет в 4% уже сейчас, результатом станет более жесткая верхняя планка в 5,5%, причем на долгосрочную перспективу. Будет ли это приводить к повышению степени жесткости монетарной политики, пока неочевидно.
Мы отмечаем, что влияние ЦБ на шоки предложения (которые, скорее всего, станут аргументацией несоблюдения таргета в ДКП) весьма ограничено.
Сейчас рынок ожидает еще одного повышения ставки до конца года. Повлечет ли за собой долгосрочный ориентир в 4% более сильное повышение ставок при текущей риторике неясно. Более того, в таких условиях становится вероятным, что ЦБ может возложить часть ответственности за подавление продуктового шока на другие ведомства (госрегулирование цен и меры по замещению поставок), не прибегая к новому ужесточению.
Это уже не кажется нереалистичным, учитывая, что МЭР становится вовлеченным в совместную с ЦБ и Минфином разработку цели по инфляции, а ЦБ, в свою очередь, рассматривает возможность участия в проектировке тарифов, весомой компоненте инфляции.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.