МОСКВА, 25 ноя - ПРАЙМ. Чиновники спорят, можно ли разрешить параллельный импорт, последствия отмены запрета неизвестны, поэтому правительственные эксперты предлагают провести эксперимент в одной или нескольких отраслях, сообщает во вторник газета "Ведомости".
В распоряжении издания оказались предложения экспертного совета при правительстве о регулировании параллельного импорта. В конце октября первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил профильным ведомствам, а также Аналитическому центру при правительстве совместно с экспертным советом еще раз обсудить, стоит ли снять запрет на параллельный импорт, как не раз предлагала ФАС.
Экспертный совет не высказался ни за, ни против, но согласился с идеей ФАС в пилотном режиме снять запрет для одной или нескольких отраслей.
Сейчас товар с брендом может ввезти на территорию России только сам правообладатель или официально авторизованный им поставщик. А импорт, идущий "параллельно", т. е. без разрешения правообладателя, фактически запрещен, поскольку будет считаться нарушением исключительных прав на товарный знак.
Параллельный импорт - это мировая практика, его либерализация позволит усилить конкуренцию, отмечает представитель секретариата Шувалова. Но идти к этому надо постепенно, подчеркивает он: необходим переходный период для компаний, инвестировавших в производство в России.
ФАС намерена легализовать параллельный импорт >>
ФАС давно отстаивает легализацию параллельного импорта. Действующие правила ограничивают конкуренцию, это приводит к росту цен, затрудняет доступ потребителей к товару: например, приходится долго ждать запчастей или расходных материалов, говорится в пояснительной записке ФАС к проекту поправок в Гражданский кодекс, которые снимут запрет для параллельных импортеров.
Правообладатели иного мнения. Снятие запрета для параллельного импорта снизит инвестиционную привлекательность России, предупреждали эксперты Консультативного совета по иностранным инвестициям в докладе за этот год. К тому же вырастет поток контрафактной продукции, а вместе с ним и риск приобрести некачественный и вероятно небезопасный товар, отмечали ассоциации импортеров и производителей, в том числе "Русбренд" и РАТЭК.
Заодно снизится защита местных производителей, а плюсы снятия ограничения не доказаны, указывали они. О рисках предупреждала и Ассоциация европейского бизнеса, указывая, что под угрозой могут оказаться дальнейшие планы по локализации производства в России.
ФАС ранее приводила в пример рынок автозапчастей, говорится в докладе экспертного совета: на нем велик дисбаланс между правообладателями (дилерами) и дистрибуторами, это серьезно сказывается на ценах - например, при введении ограничений в Казахстане цены на автозапчасти выросли на 20-100%.
Отмена запрета наиболее актуальна для сложных технических изделий, в первую очередь медицинских, указывает начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. В целом подход мог бы быть таким: разрешить параллельный импорт для всех отраслей, но с изъятиями для продукции, где наиболее высок риск ущерба потребителям от некачественного, нелегального импорта, считает он.