МОСКВА, 9 дек - ПРАЙМ. Западные санкции позволили российским банкам избежать одного из самых серьезных ужесточений в регулировании за последние годы, пишет во вторник газета "Коммерсант".
Вопрос об отсрочке вступающих в силу с нового года поправок в закон "О Центральном банке", которые должны были радикально ужесточить контроль за операциями банков с группами связанных между собой заемщиков, а также за операциями лиц, связанных с самими банкирами, обсуждался и был одобрен в понедельник на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку, рассказали "Коммерсанту" участники заседания.
Речь идет об отсрочке на год (до 1 января 2016 года) целой группы поправок в статью 64 закона, принятых еще летом 2013 года и, как ранее планировалось, вступающих в силу с 1 января 2015 года. Если бы не отсрочка, с этой даты заемщики увязывались бы в одну группу не формально (на одних лишь юридических основаниях), а по существу — по правилам МСФО (на основании контроля или значительного влияния), а также при наличии экономической взаимосвязи между ними. А главное, увязать их в одну группу с банком с нового года мог бы и сам Банк России с использованием мотивированного суждения.
Всего этого благодаря поправкам, разработанным главой комитета Госдумы по финрынку Натальей Бурыкиной и, по данным "Коммерсанта", поддержанным Минфином и Банком России, в следующем году не будет. Поправки с большой долей вероятности будут приняты до нового года: они идут дополнением к поправкам в банкротное законодательство, второе чтение которых состоится в ближайшее время.
Как указывают в ЦБ, причина отсрочки — закрытие западных рынков и необходимость для многих крупных заемщиков рефинансировать зарубежные кредиты в России, что без данных послаблений чревато нарушением банками нормативов работы со связанными лицами. Это нормативы Н6, ограничивающий кредитование групп связанных между собой заемщиков 25% капитала банка, и Н25, лимитирующий с нового года кредитования связанных с банком лиц 20% капитала.
"Ужесточение условий доступа к кредитам банков по принципу экономической связанности является несвоевременным. Расширенная трактовка связанности заемщиков, конечно, при определенных обстоятельствах снижает риски. Вместе с тем в условиях санкций многие крупные компании, ранее занимавшие за рубежом, будут вынуждены рефинансировать займы в российских банках. Поэтому с точки зрения устойчивости финансовой системы при ограниченности ресурсов риски сдерживания кредитования могут быть выше рисков концентрации кредитов у экономически взаимосвязанных заемщиков",— пояснил логику послаблений зампред Банка России Михаил Сухов.