МОСКВА, 23 дек - ПРАЙМ. Россияне ощутили экономический кризис и пересмотрели свои приоритеты, свидетельствуют опросы GfK и Synovate Comcon, которые приводит РБК.
Военные действия на Украине впервые за последние месяцы уступили по значимости - росту цен и девальвации рубля в четвертом квартале. Растущий потребительский пессимизм обрушит розничные продажи в марте–июне 2015 года, прогнозирует GfK.
Индекс потребительских настроений россиян в четвертом квартале 2014 года снизился на 7 п.п., до 95 пунктов, – таковы данные традиционного исследования "Индекс потребительских настроений и обзор изменений потребительского поведения россиян", которое с 1996 года проводит Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK. Это падение не является рекордом: исследователи отмечают, что в ходе кризиса 2008–2009 годов индекс рухнул на 31 пункт.
Тем не менее исследователи предсказывают обрушение продаж: "Исследования GfK в предыдущий кризис показали, что падение продаж на рынке товаров повседневного спроса произошло через пять-шесть месяцев после спада в настроениях. Можно предположить, что сегодняшняя неуверенность потребителей проявится на продажах с марта по июнь 2015 года".