Общий индекс потребительских цен (ИПЦ) в России по итогам марта повысился на 0.2 пп, до 16.9 г/г, что согласуется с нашей оценкой и немного превышает консенсус-прогноз, представленный агентством Bloomberg (16.7%). Как мы и предполагали, на этот раз месячный показатель почти не отличался от суммы ранее опубликованных недельных значений. Мартовская инфляционная статистика посылает сильный сигнал Банку России о необходимости пересмотра допущений в отношении скорости и масштабов инфляционного эффекта ослабления рубля. Мы полагаем, что наблюдаемое сокращение спроса будет и дальше способствовать замедлению роста цен и подтверждаем наш прогноз инфляции на конец 2015 г. – 11%.
Главная причина ускорения – скачок цен на одежду и обувь
Наибольший вклад в ускорение общей инфляции внесли непродовольственные товары – 0.32 пп. Треть из этого обеспечили одежда и обувь. В 4к14 во время обусловленного «бегством из рубля» всплеска покупательской активности данная категория привлекла заметно меньшее внимание покупателей по сравнению с другими группами, что привело к затовариванию и продлению периода сезонных распродаж. В связи с этим зафиксированное ускорение роста цен на одежду и обувь следует воспринимать как еще одно проявление отложенной инфляции, которая – после того как цены достигнут более-менее равновесного уровня – не должна будет вызвать значительного вторичного инфляционного эффекта.
Сдерживающее влияние плодоовощного сегмента
В марте ощутимо замедлился рост цен на продовольственные товары, отняв от общего индекса 0.1 пп. Вклад плодоовощной продукции составил минус 0.22 пп. Цены на сахар-песок, в декабре–январе росшие двузначными темпами, в марте снизились на 3.4% м/м (значение, очищенное от сезонных факторов), яйца подешевели на 1.7% м/м. Сильнее всего выросли цены на подсолнечное масло (3.4% м/м) и макаронные изделия (2.7% м/м).
Мартовские данные подкрепляют тезис о более быстрой реализации инфляционного эффекта девальвации
На наш взгляд, мартовская инфляционная статистика посылает сильный сигнал Банку России о необходимости пересмотра допущений в отношении скорости и масштабов инфляционного эффекта от ослабления рубля. Говоря технически, либо чувствительность цен к сжатию спроса выше, либо в инфляционных ожиданиях недавний опыт экономических агентов учитывается в меньшей степени, чем предполагают инфляционные прогнозы ЦБ РФ.
Мы полагаем, что в ближайшее время благодаря уменьшению инфляционного эффекта от ослабления рубля недельные темпы инфляции опустятся ниже 0.2%, имевших место в марте, в результате чего по итогам апреля мы можем увидеть годовую инфляцию в пределах 16.6–16.8%. Мы по-прежнему считаем, что дезинфляция в России будет сравнительно быстрой и полагаем, что на следующем заседании совета директоров Банка России по вопросам денежно-кредитной политики в конце апреля данные за март могут оказаться тем решающим фактором, который склонит чаши весов в пользу более скорой нормализации процентных ставок.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.