Результаты последнего исследования предварительно указывают на восстановление индекса потребительской уверенности относительно уровня IV квартала 2014 года – с минус 24% до минус 22% в I квартале 2015 года. Мы объясняем эту динамику улучшением оценки благосостояния страны в совокупности с уменьшением девальвационных опасений и менее негативным восприятием текущей экономической конъюнктуры.
Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:
• Индекс национального благосостояния восстановился с минус 51% в IV квартале 2014 года до минус 36% в минувшем квартале. Мы связываем это в первую очередь с уменьшением опасений, связанных с девальвацией рубля (этого фактора опасаются 38% потребителей по сравнению с 45% в прошлом опросе) и тем, что потребители стали менее негативно оценивать текущее состояние экономики (на 4% меньше опрошенных считают, что российская экономика нестабильна). Эти факторы также положительно сказались на оценках личного благосостояния в перспективе на следующий год: соответствующий индекс вырос с минус 4% до минус 1%.
• Индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок, снизился до отметки минус 39% (с 22% в IV квартале 2014 года). Произошло это после паники на валютном рынке и последующего бума продаж непродовольственных товаров в декабре, связанного с тем, что граждане пытались защитить свои сбережения от девальвации. В результате отложенный спрос на товары длительного пользования был по большей части реализован, что, в сочетании с макроэкономической неопределенностью и ухудшением ожиданий граждан, вылилось в падение индекса в минувшем квартале.
• В I квартале Ивановы значительно лучше оценивали перспективы рубля: сейчас лишь 27% опрошенных ожидают дальнейшего ослабления валюты (по сравнению с 51% в декабре). В иностранной валюте респонденты хранят всего 21% сбережений, а 65% опрошенных в настоящий момент не планируют покупать валюту. Очевидно, что это связано с меньшей волатильностью валютного курса и возросшей привлекательностью рублевых депозитов на фоне повышения процентных ставок и увеличения суммы страхового возмещения по банковским вкладам.
• Отмечается некоторое ухудшение данных в части сбережений. Доля Ивановых, не имеющих сбережений, составила 37% (столько же, сколько в среднем за 2014 год), а доля месячного дохода, откладываемого на «черный день», выросла с 8,3% в IV квартале до 9,2% в I квартале 2015 года. После всплеска сберегательной активности в IV квартале 2014 года в попытке защитить сбережения от девальвации потребители вернулись к обычным моделям сбережения средств.
• В марте доля покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, увеличилась до 75% (с 73% в сентябре и 68% год назад). Соответственно, Ивановы стали покупать менее дорогие товары: 66% респондентов пытается экономить на товарах повседневного потребления (по сравнению с 60% в декабре и 54% в среднем за 2013 год), а 36% опрошенных признались, что в минувшем квартале сократили расходы на товары первой необходимости (в IV квартале прошлого года таковых было 28%). Что касается необязательных трат, то 45% планируют сократить количество посещений кафе и ресторанов, 36% – урезать расходы на электронику и бытовую технику, 23% – сократить расходы на отпуска (по сравнению с предыдущим опросом все эти показатели ухудшились).
• Доля респондентов, делающих запасы продовольствия, сократилась с 22% в IV квартале 2014-го до 12% в I квартале 2015-го, тогда как в сегменте электроники и бытовой техники процент таких покупателей уменьшился с 15% до 12%. Таким образом, число тех, кто закупает товары впрок, снижается, что негативно скажется на продажах во II квартале 2015 года как в продовольственном, так и в непродовольственном сегменте.
• Впервые с начала проведения опроса увеличилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты делают покупки: если в IV квартале оно составляло 2,3, то в I квартале 2015 года выросло до 2,8. Это признак такого явления, как «погоня за скидками», что подтвердили и несколько розничных сетей, которые отмечают рост числа покупателей, приходящих в их магазины только за товарами, продающимися со скидкой. Кроме того, восстановилась доля гипермаркетов за счет сокращения доли менее крупных форматов: в среднем потребители тратили в них 20,3% продовольственного бюджета по сравнению с 19,3% в IV квартале.
• В I квартале 2015 года уровень безработицы по сравнению с IV кварталом 2014 года снизился на 20 б. п., до 10,4%. Тем не менее условия на рынке труда остаются непростыми, на что указывает индекс чистого найма, который в I квартале 2015 года снизился до минус 44% (с минус 37% в IV квартале 2014-го): число респондентов, отметивших, что их работодатель сокращает численность персонала – как путем прямых увольнений, так и путем закрытия позиций после ухода сотрудников по собственному желанию – увеличилось с 43% до 51%. Доля опрошенных, опасающихся потери работы, выросла до 37% (с 35% в IV квартале и 30% в III квартале). Эти факторы сделали безработицу одним из значимых фактором опасений: на него указало 46% опрошенных (первый по значимости – инфляция, которой опасаются 67% респондентов).
• По наблюдениям Ивановых, общая продуктовая инфляция ускорилась до 17,8% (что ниже официальной статистики: по данным Росстата за март, годовой рост цен на продукты питания составил 23%), при этом отпускные цены в магазинах котирующихся на бирже розничных сетей увеличивались медленнее: их годовой рост составил 14%. Ввиду рекордно высокой чувствительности цен это способствует перетоку покупателей в магазины публичных розничных сетей, что сулит этим компаниям высокие операционные индикаторы в I квартале 2015 года. Перспективы II квартала, впрочем, вызывают у нас некоторые опасения, так как рост спроса на более дешевые товары и все более активная погоня за скидками могут привести к возникновению ценовой конкуренции даже между крупнейшими сетями.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.