ТОКИО, 15 мая. (Dow Jones). Управляющий Банка Японии Харухико Курода в пятницу попытался развеять скептицизм относительно результатов денежно-кредитной политики, заявив, что текущая программа смягчения по своей силе эквивалентна 10 снижениям процентных ставок и успешно справляется с задачей по оживлению экономики.
Выступая на семинаре в Токио, Курода назвал почти нулевую инфляцию, наблюдающуюся сейчас в Японии, временным явлением и представил длинный список достижений, которые он приписывает агрессивной программе количественного смягчения, также известной как "базука".
"Базовый инфляционный тренд неуклонно улучшается, и, как ожидается, продолжит улучшаться в будущем, - сказал он. – В настоящий момент, я не думаю, что есть необходимость в дополнительных мерах смягчения".
В настоящее время экономический рост в Японии продолжает отставать от прогнозов экономистов частного сектора и центрального банка, ставя вопрос о том, стоит ли Банку Японии придерживаться своей нынешней политики, учитывая ее потенциальные побочные эффекты.
Курода заявил о том, что развитие экономической ситуации с момента начала агрессивной программы стимулирования экономики в апреле 2013 года в целом "соответствовало тому, чего мы ожидали на старте". Программа количественного смягчения "работает, как и было задумано", добавил он.
Тем не менее, банку пока не удалось поднять инфляцию до целевого уровня в 2% "примерно через два года": в марте она находилась на отметке 0,2%. В то время как Курода винит в этом падение мировых цен на нефть, критики его политики указывают на то, что даже без учета цен на энергоносители инфляция сейчас гораздо ниже 2%.
В ходе своего выступления Курода назвал ряд достижений своей политики. Например, согласно анализу центрального банка, политика количественного смягчения "примерно эквивалентна" 10 снижениям краткосрочных процентных ставок на 0,25 процентного пункта. Уже много лет ключевая процентная ставка Банка Японии находится практически на нулевой отметке.
Программа количественного смягчения предусматривает масштабные покупки японских государственных облигаций как средство наводнения банковского сектора ликвидностью. По словам Куроды, эта программа привела к снижению реальных процентных ставок примерно на один процентный пункт, понизив доходность долгосрочных облигаций и повысив инфляционные ожидания.
Ссылаясь на проведенные в США исследования, Курода заявил, что снижение долгосрочных процентных ставок в два раза эффективнее снижения краткосрочных ставок.
Как отметил Курода, экономика страны продолжит восстанавливаться умеренными темпами, а годовая инфляция потребительских цен, вероятно, достигнет 2% примерно к сентябрю 2016 года.
В то же время глава центрального банка признал, что не все прошло так хорошо, как он изначально считал. Например, потребительские расходы за год, завершившийся в марте, были "слабее, чем ожидалось", отчасти потому, что повышение налога с продаж, произведенное в апреле 2014 года, ударило по домохозяйствам "несколько сильнее", чем ожидалось. Влияние переноса производства японских компаний за рубеж также оказалось "более значительным, чем я ожидал", добавил он.