МОСКВА, 29 мая - ПРАЙМ. Сокращение производства легковых автомобилей в РФ в 2015 году составит 18-20%, грузовых - 20-25%, говорится в подготовленном Минэкономразвития мониторинге развития секторов российской экономики за апрель 2015 года.
"По итогам года автомобильная промышленность не сможет преодолеть негативную динамику - по оценкам Минэкономразвития России, сокращение производства легковых автомобилей составит порядка 18-20%, грузовых автомобилей - 20-25%", - отмечается в документе.
Статистика и прогнозы
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в апреле в России сократились на 41,5% в годовом выражении и составили 132,456 тысячи машин, свидетельствуют данные статистики АЕБ. Всего в январе - апреле 2015 года в РФ было продано 516,135 тысячи автомобилей, что соответствует падению продаж на 37,7%. Ассоциация прогнозирует падение продаж новых легковых машин и LCV в России в 2015 году на 24,2% - до 1,89 миллиона единиц.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в начале 2015 года предварительно оценивал падение рынка автопроизводства в 2014 году на уровне 10%. Он ожидает, что в 2015 году динамика не будет резко отличаться от показателей 2014 года. По расчетам министра, снижение по итогам 2015 года не превысит 10%.
Прогнозы участников рынка и аналитиков менее оптимистичны. Большинство сходится во мнении, что в текущем году будет продано не более 1,5 миллионов новых легковых машин и LCV. Такой показатель соответствует сокращению рынка на 40% в годовом выражении.
Позитивные факторы
В условиях резкого сокращения внутреннего спроса дополнительным позитивным фактором, сглаживающим отрицательную динамику объемов производства, может стать рост экспортных поставок, говорится в мониторинге МЭР. "По отдельным производителям наблюдается увеличение экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья (ОАО "АвтоВАЗ"
Ожидаемое снижение ставок по кредитам для физических и юридических лиц в сочетании с реализацией государственных программ поддержки автомобильной промышленности (программы утилизации и обновления автопарка, субсидирование процентных ставок по кредитам на приобретение автомобилей, поддержка лизинга) будет способствовать оживлению на рынке автомобильной техники в третьем - четвертом кварталах текущего года, считает Минэкономразвития.
По данным министерства, за период с начала года в стране произведено 510,2 тысячи автомобилей (-23,6% к аналогичному периоду 2014 года). "Ряд производителей ("КАМАЗ", Sollers) перешли на неполную рабочую неделю. Одновременно зафиксирован рост производства на ОАО "АвтоВАЗ". С начала года объем производства компании увеличился на 13,7%, а ее доля в производстве легковых автомобилей на российском рынке выросла до 30,4%", - отмечается в мониторинге МЭР.
Изменения в отрасли
В текущем году можно ожидать значительных структурных изменений в автомобильной отрасли - рост концентрации приведет к укреплению позиций компаний, ориентированных на долгосрочное присутствие на российском автомобильном рынке, говорится в мониторинге. Министерство допускает, что часть игроков может уйти с рынка, как это сделал GM, однако их позиции будут замещены оставшимися производителями.
Снижение курса рубля в сочетании с последовательной поддержкой рынка со стороны государства позволит компаниям отрасли сформировать перспективный задел для импортозамещения. Согласно данным МЭР, эти тенденции уже нашли отражение во внешнеторговой статистике. Сокращение объемов импорта легковых автомобилей в годовом выражении составило 51,8%, грузовых - 45,9%.
"В целях обеспечения устойчивого роста автомобильной промышленности в среднесрочной перспективе потребуется реализация новых инструментов государственного регулирования, связанных прежде всего с поддержкой экспорта и обновлением существующего парка транспортных средств", - подчеркивается в документе министерства.