25 августа. (Dow Jones). Падение мировых цен на нефть подточило одну из основ стратегии Саудовской Аравии: добывай нефти сколько хочешь и забирай себе долю мирового рынка. Рост спроса, который одно время выглядел значительным, больше таким не кажется, что в основном вызвано опасениями в отношении Китая.
Это вновь поставило перед рынком вопрос, который волновал его в течение более года: сможет ли крупнейший экспортер мира ограничить добычу нефти в надежде стабилизировать цены?
Даже до того, как общее падение рынков продолжилось в понедельник, снижение цен вызвало новые призывы к Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК) со стороны Алжира изменить курс и обсудить сокращение добычи.
В понедельник Иран, еще один член ОПЕК, заявил, что одобрит чрезвычайное заседание группы, хотя он неоднократно повторял, что будет увеличивать добычу у себя в стране, как только будут сняты международные санкции, что, возможно, произойдёт позднее в этом году.
Эти призывы адресованы непосредственно Саудовской Аравии, единственной стране, которая способна возглавить усилия, направленные на ограничение добычи. Даже краткосрочные прогнозы для Саудовской Аравии теперь не оправдываются. Сейчас ожидается, что бюджетный дефицит в этой стране в текущем году составит 150 млрд долларов, то есть около 20% от валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как в прошлом году он составил всего 3%. Эти данные предоставил Международный валютный фонд (МВФ).
Саудовская Аравия не дала на это официальных комментариев, не продемонстрировав изменений в своих убеждениях.
"Даже если цены продолжат падение, ОПЕК не сократит добычу", - заявил один из руководителей нефтяной отрасли страны в понедельник.
В понедельник фьючерсы на нефть Brent на ICE Futures Europe упали в цене на 6,1% до 42,69 доллара за баррель, самого низкого значения с марта 2009 года.
Решимость Саудовской Аравии продолжать добывать нефть в рекордных объемах во многом базировалась на расчете, что низкие цены на нефть приведут к задержкам проектов, рассчитанных на добычу нефти с высокой себестоимостью, или даже их отмене. Такие проекты действительно приостанавливаются, однако эта тенденция не носит такого масштаба, которого ожидали многие наблюдатели.
Кроме того, в Саудовской Аравии надеялись на увеличение спроса в ответ на снижение цен на нефть. И это действительно происходит. Международное энергетическое агентство (IEA) ранее в августе сообщило о почти 6-кратном ускорении роста мирового спроса на нефть в первом полугодии этого года по сравнению с первым полугодием прошлого года. Мировая экономика растет, и потребители увеличивают покупки подешевевшего топлива.
Согласно IEA, спрос на нефть в КНР, который с 2000 года по 2014 год формировал 40% общемирового роста потребления нефти, в этом году, вероятно, вырастет меньше, чем ранее, на 3,6%, а в следующем году – на 3,2%.
IEA также повысило оценку китайского спроса во 2-м квартале этого года, отметив более высокое, чем ожидалось, потребление нефти в нефтехимическом и транспортном секторах.
Между тем, в IEA прогнозируют ослабление спроса на многие нефтепродукты во втором полугодии, и эта тенденция, как некоторые полагают, может усилиться быстрее, чем прежде ожидалось.
Учитывая недавние действия китайских властей по поддержке экономики, на рынке складывается впечатление, что у Китая есть ряд внутренних проблем, отмечает Маркус МакГрегор из Conning & Co. "Мы считаем, что тенденции в сфере потребления (довольно) негативные", – добавляет он.
Давление на Саудовскую Аравию может даже усилиться.