СИНГАПУР, 26 августа. (Dow Jones). Цены на нефть не устояли на фоне общего падения товарно-сырьевых рынков в связи с тревогой по поводу китайской экономики. Основные товарно-сырьевые ценовые индикаторы держатся около 6-летних минимумов. При этом спрос на нефть в Китае остается вполне устойчивым.
Можно было ожидать, что китайские данные по нефти будут поддерживать цены. В июле импорт нефти в КНР вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 7,25 млн баррелей в день, согласно таможенным данным. Такой скачок может оказаться неустойчивым, однако по итогам текущего года импорт нефти в КНР все же может продемонстрировать рост более чем на 7%, полагают в Citi.
Потребление нефти в Китае выглядит сравнительно устойчивым, особенно если сравнивать с другими энергоносителями. Например, спрос на уголь в Китае в этом году снизился.
Но даже несмотря на это, участники рынка винят Китай в недавнем падении цен на нефть. Снижение цен на нефть усилилось после резкого обвала китайских фондовых индексов и девальвации юаня, которые усилили тревогу по поводу "жесткой посадки" китайской экономики и коллапса спроса на сырьевые товары.
В последние дни цены на нефть WTI упали до 39,60 доллара за баррель, оказавшись ниже 40 долларов впервые с марта 2009 года. Нефть Brent подешевела до 43,50 доллара за баррель.
"Китайская экономика оказывала негативное влияние на цены на сырьевые товары в целом в этом году, однако именно в последние две недели она стала главным фактором влияния на цены на нефть", – считает Пол Хорснелл из Standard Chartered.
Итак, почему же устойчивый спрос на нефть в Китае не оказывает более существенной поддержки рынкам?
Одной из причин является сравнительно небольшой вес КНР на международных рынках нефти. На Китай приходится примерно 12% мирового спроса на нефть, и это конечно много – КНР является вторым в мире импортером нефти после США. И все же это сравнительно мало по сравнению с долей Китая на рынках металлов и минерального сырья. Так, на КНР приходится 40%-50% мирового спроса на такие промышленные металлы как сталь и медь.
Более того, непрерывный рост предложения нефти в США, связанный с бумом добычи сланцевой нефти, остается ключевым фактором, оказывающим давление на цены. Поскольку другие страны-производители, в том числе входящие в ОПЕК, не намерены сокращать добычу, избыток предложения нефти оказывает большее влияние на цены, чем спрос на нее.
Однако негативная динамика на рынках нефти, несмотря на высокий спрос со стороны Китая, также указывает на пессимизм, который в настоящее время превалирует на мировом рынке.
Мировой рынок нефти уже не учитывает в ценах вероятность "мягкой посадки" китайской экономики, а надежды на ее стабилизацию тают, замечает Хорснелл из Standard Chartered. Несмотря на текущую более благоприятную ситуацию с предложением и спросом на нефть, настроения на рынке более негативные, чем во время мирового финансового кризиса 2008-2009 года, говорит Хорснелл.
По словам трейдеров, спрос на физических рынках нефти остается устойчивым, а объем отгрузки нефти как в общемировом масштабе, так и в направлении китайских портов в частности, продолжает расти. Объем китайских покупок нефти на спот-рынке в Дубае в этом месяце, вероятно, достигнет рекордного максимума.
"Между физическими рынками нефти и основными маркерными ценами, очевидно, нет (должной) связи", – сообщил один из сингапурских нефтяных трейдеров.
Трейдеры отмечают, что высокий объем импорта нефти в Китай во многом вызван действиями властей по накоплению стратегических резервов на фоне низких цен, а не собственно спросом на нефть для текущего потребления.
Более детальное изучение потребления нефтепродуктов в Китае также демонстрирует стремительно падение темпов спроса на дизельное топливо, которое считается индикатором промышленного потребления. Именно дизельное топливо широко используется на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и коммерческом транспорте. Рост спроса на бензин и авиатопливо частично компенсирует падение спроса на дизельное топливо. Данные тенденции в потреблении нефтепродуктов в КНР отражают изменение китайской экономики, рост которой становится меньше связан с инвестиционными проектами и больше – с потребительской активностью.
"Динамика спроса на нефть в Китае посылает нам те же неоднозначные сигналы, что и другие данные", – резюмируют аналитики Jefferies.