МОСКВА, 5 окт – ПРАЙМ, АНДРЕЙ КАРАБЬЯНЦ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает поэтапно изменить порядок использования газотранспортной системы (ГТС). Предложения ФАС нацелены на создание инфраструктуры и индикаторов, которые позволят перейти к рыночному ценообразованию и отказаться от тарифов на газ, реализуемый на внутри страны. В результате все компании должны получить свободный доступ не только к ГТС, но и к подземным хранилищам газа (ПХГ).
Прозрачность транспортного бизнеса
В настоящее время ГТС, включая ПХГ, находятся под полным контролем "Газпрома". Перекачать топливо из одного пункта в другой невозможно без согласования с газовой монополией. Эксплуатацию ГТС осуществляют 16 дочерних предприятий "Газпрома", образованных по территориальному признаку – "Газпром Трансгаз Санкт-Петербург", "Газпром Трансгаз Москва" и т.д. Эти предприятия арендуют газотранспортные мощности у материнской компании, и отчисляют ей соответствующие платежи.
Участники рынка полагают, что такая модель не является прозрачной. Для решения этой проблемы ФАС предлагает сначала ограничить, а впоследствии полстью ликвидировать монополию "Газпрома" в области транспортировки и хранения газа. Глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев на форуме в Сочи заявил, что что согласен с предложением выделить ГТС в отдельное дочернее общество «Газпрома», чтобы повысить прозрачность бизнеса, связанного с транспортировкой газа, и сделать его более контролируемым.
Доступ к ГТС и ПХГ
ФАС уже внесла в правительство проект постановления о свободных мощностях для транспортировки газа, на которые могут претендовать независимые производители. Согласно документу, свободные мощности будут распределяться в зависимости от заявок компаний.
«Тарифы на транспортировку должны быть едины для всех участников рынка. Никаких преференций для дочерних предприятий "Газпрома" быть не должно. За этим ФАС будет строго следить», - сообщил агентству ПРАЙМ начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса Дмитрий Махонин.
Таким образом, законодательно будет обеспечен доступ к ГТС всех производителей газа. Ожидается, что постановление о свободных мощностях ГТС будет принято правительством РФ до конца года.
Однако, для создания рыночной инфраструктуры, которая позволит торговать газом, только доступа к ГТС не достаточно. По словам Дмитрия Махонина, необходимо дать участникам рынка возможность использовать ПХГ. Соответствующее предложение ФАС направит в правительство в ближайшее время. "Только после решения этого вопроса, можно будет говорить о создании равных условий для всех участников рынка – производителей, потребителей, трейдеров» - констатирует он.
Рынок газа и ценовые индикаторы
Кроме создания инфраструктуры необходимо проведение организованных торгов газом, уверены в антимонопольном ведомстве. Организованные торги уже проводятся в секции «Газ природный» Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), пока с только поставкой в следующем месяце. В октябре 2015 планируется начать торги газом с поставкой на следующий день. В ходе биржевых торгов цена на газ формируется на четырех станциях, которые являются точками пересечения сразу нескольких газопроводов: Надым, Вынгапуровская, Южный Балык и Парабель. Все станции расположены в Западной Сибири. Именно на этих станциях газ меняет владельца, переходит от продавца к покупателю, который должен быть уверен, что получит приобретенное на бирже топливо в указанном пункте, заплатив установленный тариф за транспортировку. Свободный доступ к ГТС и ПХГ гарантирует доставку газа конечному потребителю.
Биржевые торги позволяют таким компаниям как "Новатэк", ЛУКОЙЛ, "Роснефть", "Сургутнефтегаз", которые увеличивают объемы производства, продавать излишки газа. В торгах участвуют все больше трейдеров, которые успешно конкурируют с крупными компаниями. Для конечных потребителей стоимость биржевого газа может быть существенно ниже цен на газ, поставляемый по долгосрочным контрактам. Охотно покупают газ на бирже – через посредников или самостоятельно – нефтехимические предприятия, производители металлопродукции, тепловые электростанции, механические заводы.
Пока объем торгов газом на СПбМТСБ относительно невелик. Например, 23 сентября было реализовано 1 229,5 млн куб. м с поставкой в октябре. Средняя цена составила 2 717 руб. за 1000 куб. м. В ФАС считают, что в следующем году объем торгов газом на СПбМТСБ достигнет 30-35 млрд куб. м – примерно 10% от внутреннего потребления. В ходе биржевых торгов газом формируется ценовой индикатор, который позволяет понимать ситуацию на рынке. Сейчас, в России наблюдается профицит газа, поэтому биржевая цена часто ниже, чем устанавливаемые государством тарифы.
Кроме того, ФАС намерен обязать участников рынка регистрировать внебиржевые сделки с газом на СПбМТСБ. В результате будет создан еще один ценовой индикатор.
Чтобы понимать насколько внутренние цены на газ соответствуют ценам на мировом рынке, ФАС планирует использовать netback (показатель экспортного паритета). Для его расчета берется цена на одном из международных газовых хабов, из которой вычитаются экспортная пошлина, расходы на транспортировку и прочие издержки, связанные с доставкой топлива потребителю за рубежом. Netback должен стать третьим индикатором, который позволит ФАС полностью контролировать ситуацию на газовом рынке, не допустить необоснованное повышение цен. Используя ценовые индикаторы, ФАС хочет избежать ошибок, совершенных в прошлом, во время создания внутреннего рынка электроэнергии.
Меры, предпринимаемые ФАС, направлены на отказ от регулируемых тарифов, переход к рыночному ценообразованию, созданию конкурентного рынка газа. При этом,переход на рыночное ценообразование затронет только промышленных потребителей. Регулирование цен на газ для населения сохранится.
После создания конкурентного рынка газа внутри страны, следующим шагом может стать либерализация экспорта трубопроводного газа. Но для этого должны быть созданы рыночные условия. Кроме того, потребуются изменения в законодательстве. В настоящее время согласно федеральному закону РФ №117-ФЗ от 18 июля 2006 г. исключительно право на экспорт газа предоставляется «Газпрому» или дочернему обществу, в уставном капитале которого доля «Газпрома» составляет 100%.