МОСКВА, 9 дек - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Премьер Дмитрий Медведев высказался против покупки за государственный счет дорогих автомобилей чиновниками.
"Скажем прямо: наши чиновники привыкли ездить на более дорогих автомобилях, чем это делают чиновники в других странах. Не думаю, что это правильно. Если у тебя есть доходы, покупай личную машину и катайся себе в удовольствие, но государственные машины должны быть нормального среднего класса, а не эксклюзивной линейки", - заявил глава правительства.
Днем ранее он обсуждал эту тему с активом Общероссийского народного фронта. Члены фронта выступили с предложением нормирования госзакупок и аренды дорогой техники. Глава правительства согласился с идеей, но подчеркнул, что государство не должно регламентировать все, вплоть до покупки золотых скрепок. Госкомпании сами должны принять внутренние правила по предельной стоимости закупок, в том числе автомобилей и техники. Им следует рассмотреть эти вопросы на заседаниях совета директоров и принять соответствующие внутренние решения, уточнил он.
По словам премьера, практика запретов отсутствует во многих развитых странах. "Но дорогие вещи не покупают не из-за этого. Не потому, что есть запрет покупать какую-то технику, а потому, что это просто считается неприличным", - подчеркнул он.
В конце ноября президент Владимир Путин уже затрагивал эту тему в ходе встречи с активом ОНФ. Тогда он пообещал выработать список поручений профильным министерствам и ведомствам, в том числе, по поводу излишней расточительности при госзакупках. Эксперты считают эти меры нужными и важными, поскольку информации о чрезмерно роскошных покупках вроде дорогих автомобилей чиновниками убыточного региона в СМИ достаточно много.
ПФР на деньги пенсионеров строит дворцы за огромные деньги, госкомпании приглашают иностранных специалистов, которым платят колоссальные гонорары, губернатор Сахалинской области выделяет более 600 млн рублей на "улучшение своего имиджа" – это далеко не единственные примеры, которые встречаются в прессе.
При этом не стоит забывать о коррупционной составляющей системы организации госзакупок. Контроль необходим как за приобретением излишеств, так и за возможными схемами "откатов". "Чем больше людей, тем больше риска, что человек соблазнится легким доходом. Следовательно, надо минимизировать число тех, кто причастен к контролю. Поэтому отслеживание расходов госкомпаний лучше проводить централизовано, руководствуясь едиными нормативными документами на этапе принятия решения о закупке. Либо это будут общие рекомендации и последующий контроль трат", - полагает руководитель аудиторско-консалтинговой компании "АИП" Сергей Елин.
Возможно, следует позволять больше чиновникам из регионов-доноров, это могло бы быть как некая премия. Если же регион убыточен, доходы людей низкие, а зарплаты задерживаются, то его чиновники однозначно должны ездить на "Жигулях", считает он.
С другой стороны, нельзя, чтобы нормирование коснулось действительно важных вещей. Речь идет не о предметах роскоши, а о дорогостоящем оборудовании, которое порой необходимо госкомпаниям, к примеру, из нефтеперерабатывающего сектора. Важно, чтобы оно не попало под ограничение госзакупок наряду с дорогими машинами или мебелью. Для этого его следует сопоставить с импортными аналогами и оценить, есть ли подобная техника в России. Если нет, и оборудование уникально, оно стоит своих денег и, скорее всего, действительно необходимо, однако при оценке проверяющим может не хватить компетенции, полагают эксперты.
Возвращаясь к тому, что традиционно считается предметом роскоши руководитель Комитета по госзакупкам Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Юрий Савелов отметил, что мебель, автомобили, обстановка и т.п. несут еще и представительские функции.
"Если министр иностранных дел встречает коллегу из другой страны на машине не представительского класса и принимает в кабинете из фанерной мебели, это однозначно негативно повлияет на престиж страны", - рассуждает Юрий Савелов. Другое дело, местные чиновники, у которых таких функций нет: они могут довольствоваться тем, что проще, добавил он.