Текущий 2015 год выдался сложным для российского сектора продуктового ритейла. На рентабельности бизнеса скажется снижение потребительского спроса и доходов населения, а также рост цен на продукты. В данных условиях выживут сильнейшие компании, которые будут стремиться занять освобождающиеся сегменты рынка. Российский сектор ритейла находится в условиях повышенного давления в связи с ответными мерами на санкции Запада, инфляцией и ослаблением рубля. Тем не менее, мы ожидаем, что крупные продуктовые сети – такие как Х5 и "Лента" – продолжат расти и сохранят маржу на исторически высоких уровнях.
Продуктовый ритейл – один из немногих секторов экономики, который демонстрировал устойчивый рост. Даже по результатам 2014 года крупные сетевые ритейлеры показывали рост динамики выручки. Продовольственная розница оказалась в более выигрышном положении: люди не перестанут покупать продукты питания – основный посыл, который повторяют ритейлеры в ответ на вопросы о влиянии кризиса на их бизнес. Рублевая выручка «Магнита» за прошлый год выросла на 31,71%, «X5 Retail Group» – на 18,6%, «Ленты» – на 34,5%, «О'Кей» – на 8,9%.
На данный момент рост оборота розничной торговли еще поддерживается двузначными цифрами темпов инфляции, которая только за январь составила более 2%, а по результатам 2014 года – 11,4%. Однако уже сейчас становится ясно, что основным фактором, оказывающим влияние на бизнес ритейлеров, станет снижение потребительской активности населения. Покупатели все чаще стараются сократить количество приобретаемых позиций в чеке.
Согласно обновленному прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году реальные зарплаты россиян упадут более чем на 9%, реальные доходы – на 6%. Номинальная инфляция по итогам года может составить около 12%.
Рост доли бюджета домохозяйств на продукты питания год к году составил 7-8% и достиг 43%. Это показывает очень высокую чувствительность покупателя к цене, сжатие объема потенциальных расходов, в том числе и на продукты питания. Российский потребитель еще в прошлом году начал экономить и распределять свой семейный бюджет более осторожно, пытаясь оптимизировать покупки не только по цене, но и по объему.
Операторы магазинов «у дома» – «Магнит», ««Дикси»» и, чуть в меньшей степени, «Лента» окажутся главными бенефициарами экономического кризиса, поскольку покупатели все чаще отдают предпочтение этому формату, избегая гипермаркеты и супермаркеты из-за большого количества товаров в чеке или более высоких цен. Очевидно, что потребители стали более рациональны и осторожны: они внимательнее относятся к акциям и все чаще отказываются от покупок в гипермаркетах, где в итоге покупают больше, чем собирались.
Сеть дискаунтеров «Пятёрочка» в условиях кризиса также становится главным конкурентным преимуществом «Х5 Retail Group», которая получает основные доходы за счет этого формата. Впрочем, в осенние месяцы, по нашим наблюдениям, уровень средней по чеку инфляции у этого продуктового дискаунтера, несмотря на традиционную «низкую базу», явно опережает прирост цен конкурентов, что может со временем снизить его конкурентное преимущество. Чуть больше года назад компания начала обновлять дискаунтеры, изменив ассортимент, вывеску и оформление магазинов. И возможно в 2015 году ритейлеру удастся переломить негативную тенденцию оттока покупателей и замедления объемов продаж.
Ослабление покупательного спроса и сужение объемов рынка обострит борьбу компаний за потребителя. Если раньше крупные игроки выигрывали за счет среднего чека, то сейчас покупатели стали активно сравнивать цены в разных магазинах и стремиться приобретать только те товары, цена на которые более выгодна. Соответственно, ритейлеры будут бороться за то, чтобы потребитель закупал все только в одном магазине. В этой связи мы ожидаем бурного роста т.н. «программ лояльности» покупателя.
В то же время, как отмечают и сами игроки рынка, кризисное время является временем возможностей, поэтому финансово устойчивые крупные компании будут продолжать показывать высокие темпы роста выручки и инвестировать в открытие новых магазинов.
На начало активной экспансии на рынке и возможной консолидации указывают планы развития крупнейших розничных сетей.
Крупнейшая российская розничная сеть «Магнит» планировала открыть в 2015 году более двух тысяч торговых точек, «Ашан» - 7-8 магазинов. Торговая сеть «Лента» только в первом полугодии этого года рассчитывала открыть 10 гипермаркетов. Группа компаний «Дикси» в текущем году планировала открыть до 500 новых магазинов. X5 Retail Group также продолжит расширяться и открывать новые магазины в регионах.
По нашему мнению, в 2016-м году значительно увеличится объем сделок на рынке продуктового ритейла, прежде всего, через приобретение крупными игроками ослабевших небольших региональных сетей. Тем самым усилится экспансия крупных игроков в новые регионы, а также консолидация рынка в целом.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.