МОСКВА, 1 янв /ПРАЙМ/. Российская Федерация с 1 января 2016 года вводит запрет на дрифтерный лов, осуществляемый в исключительной экономической зоне России, который призван обеспечить экономическую безопасность страны.
Дрифтерным называется промысел рыбы с помощью длинных, многокилометровых сетей - дрифтеров. Они расставляются на пути рыбы, которая идет на нерест. В итоге отлавливаются смешанные популяции разных видов лососей, в том числе и нерестового стада. Ежегодно в России этим видом промысла добывается около 17 тысяч тонн лососей, из них наиболее ценного вида - нерки - около 10 тысяч тонн. Сейчас на Дальнем Востоке России этим видом промысла занимаются 35 японских и 16 российских судов. Они перекрывают до 1,6 тысячи километров моря на путях подхода лосося на нерест.
По подсчетам администрации города Немуро на Хоккайдо, который является центром дрифтерного рыболовного промысла, ущерб для восточных районов Хоккайдо после введения запрета составит около 203 миллионов долларов в год.
Японские рыбаки вели промысел в районе южных Курил еще до Второй мировой войны, когда эта территория принадлежала Японии. В 1977 году с введением здесь 200-мильной исключительной экономической зоны СССР промысел был прекращен. С середины 1980-х годов на основе двустороннего межправительственного соглашения Япония получает от РФ квоты на вылов, за что платит России оговоренную заранее сумму.
Как пояснили РИА Новости в Росрыболовстве, введение указанного запрета имело как экологические, так и экономические обоснования. "Дрифтерный промысел преимущественно ориентирован на вылов нерки и кеты, пользующихся наиболее высоким коммерческим спросом, при этом, по экспертным данным, при дрифтере отмечаются значительные выбросы иных видов лососей, ученые также отмечают негативное влияние дрифтерного промысла на состояние запасов тихоокеанских лососей, особенно нерки, нерест которой происходит в первую очередь в реках Камчатки", - рассказали в ведомстве.
Там уточнили, что к снижению общих объемов вылова анадромных видов рыб запрет дрифтерного промысла не приведет, скорее наоборот, "если ранее дрифтерный промысел выступал в роли дополнительной промысловой мощности, то в настоящее время объем, выделяемый на обеспечение дрифтерного промысла, можно успешно осваивать береговым промыслом с переработкой на береговых предприятиях".