ПАРИЖ, 28 янв /ПРАЙМ/. Первый за 17 лет визит президента Ирана Хасана Роухани во Францию завершился подписанием ряда значимых для обоих стран сделок, общая сумма которых оценивается СМИ в 15 миллиардов евро.
Роухани прибыл во Францию в минувшую среду. До Парижа иранский лидер посетил с двухдневным визитом Рим - эта поездка стала первым европейским турне для президента ИРИ после снятия санкций с его страны.
Иран 16 января избавился от большинства наложенных на страну санкций - в этот день МАГАТЭ представило доклад, подтвердив готовность властей страны реализовать созданную для нее путем долгих переговоров программу по значительному снижению своего ядерного потенциала. Позднее ЕС и США подтвердили снятие с Ирана экономических и финансовых санкций, связанных с его ядерной программой.
Снятие санкций с Ирана, в частности, снова открыло для страны доступ к международной банковской системе, что позволит ИРИ покупать за рубежом ранее недоступные товары, такие как самолеты, автомобили, промышленное оборудование и лекарства.
НОВАЯ ГЛАВА В ОТНОШЕНИЯХ
Утром в четверг, выступая на встрече с представителями Medef - французского объединения промышленников и предпринимателей, Роухани заявил, что Иран "готов перевернуть страницу к новым отношениям" между Парижем и Тегераном.
Позднее, в ходе совместной пресс-конференции в Елисейском дворце, президент Франции Франсуа Олланд сказал, что новая глава в отношениях двух стран уже началась.
"Сегодня мы открыли новую главу в наших отношениях. Надеюсь, наше сотрудничество будет полезно всем", - отметил французский лидер.
Как заявил в четверг глава Medef Пьер Гаттаз, французские компании должны как можно скорее прийти в Иран и не терять времени, но в то же время внимательно относиться к финансовым вопросам, чтобы не повторить участь компании BNP Paribas, которой пришлось в 2014 году выплатить властям США штраф за нарушение режима санкций против Ирана, Кубы и Судана.
"Мы, французы, должны ринуться (в Иран - ред.) и не терять времени", - сказал Гаттаз.
Он подчеркнул, что Иран представляет собой рынок с примерно 80 миллионами жителей, и живой интерес к этому рынку проявляют и другие страны, такие как Италия, ФРГ, Китай и Корея.
Вместе с тем глава Medef призвал компании к осторожности в вопросах финансирования и, в частности, в тех вопросах, которые могут касаться США. Он отметил, что до сих пор существуют некоторые "условия", в частности, по проведению платежей в долларах и по найму американского персонала на территории Ирана.
АВТОМОБИЛИ
Соглашения о сотрудничестве предприятий двух стран не заставили себя долго ждать.
Так, второй по величине европейский автомобильный концерн - PSA Peugeot Citroen - инвестирует 400 миллионов евро в создание совместного предприятия с иранским автопроизводителем Khodro.
Производственные мощности будут располагаться в Тегеране, предприятие будет заниматься и экспортом автомобилей в близлежащие регионы. Производство планируется начать во второй половине 2017 года. Согласно сообщению PSA, инвестиции станут вкладом в развитие конкурентоспособных производственных мощностей, которые позволят обеспечить производство и сбыт автомобилей Peugeot 208, 2008 и 301, оснащенных двигателями последнего поколения.
"Эта компания, капитал которой будет разделен в соотношении 50/50, закладывает основу для стратегического партнерства между двумя компаниями. Совместное предприятие в течение ближайших пяти лет будет инвестировать до 400 миллионов евро в промышленные возможности, исследование и развитие", - говорится в коммюнике.
По словам председателя правления PSA Карлоса Тавареса, "это стратегическое соглашение переворачивает страницу периода международных санкций и позволяет PSA и Iran Khodro начать новую главу в своей 30-летней истории сотрудничества".
PSA предполагает, что совокупный иранский автомобильный рынок вернется к своему пику по производству в 1,6 миллиона автомобилей, достигнутому в 2011 году, в течение двух лет. К 2022 году ожидается, что производство достигнет показателя в 2 миллиона автомобилей в год.
Однако министр торговли ИРИ Мохаммад Реза Нематзаде заявил, что Тегеран ведет переговоры и с другими французскими автопроизводителями, однако их результат ожидается не раньше, чем через "пару месяцев".
К настоящему времени уже известно, что автомобилестроительная корпорация Renault намерена расширить сотрудничество с Ираном после отмены экономических санкций.
"Как только работа французских и иранских банков будет налажена после отмены санкций 16 января, Renault будет расширять деятельность с Ираном до значительного уровня", - заявила компания.
Руководство Renault пояснило, что с иранскими коллегами планируется подготовка к работе по двум новым моделям автомобилей. Концерн отметил, что не покинул иранский рынок во время кризиса, в отличие от своих конкурентов. "За более чем 10 лет взаимодействия Renault наладил сотрудничество с двумя ведущими иранскими автопроизводителями - SAIPA и Iran Khodro, что позволило собрать почти 500 тысяч автомобилей в Иране", - отмечается в заявлении французской корпорации.
САМОЛЕТЫ И АЭРОПОРТЫ
Еще одним важным соглашением, подписанным в четверг, стала договоренность о приобретении иранской компанией IRAN Air 118 пассажирских самолетов Airbus. Иранская сторона ранее объявляла, что в общей сложности Тегеран намерен закупить в Европе свыше 160 самолетов.
По данным иранских СМИ, Тегеран будет оплачивать этот заказ в течение 10 лет, однако получить самолеты сможет в течение четырех лет.
Представители компании Vinci подписали протокол соглашения о концепции, строительстве, контроле над работами и эксплуатации новых терминалов аэропортов Мешхед и Исфахан.
Компании Bouygues и Aeroports de Paris, в свою очередь, заключили договор по проекту развития нового терминала международного аэропорта имени Имама Хомейни в Тегеране.
ИНФРАСТРУКТУРА
Помимо сотрудничества в автомобильной и авиационной сфере Париж и Тегеран договорились о взаимодействии в секторе железных дорог. Французская национальная компания железных дорог (SNCF) и аналогичная компания из Ирана подписали в четверг меморандум о взаимопонимании, который позволит сотрудничать двум предприятиям.
В частности, подписанный документ предполагает налаживание связей между французскими и иранскими железнодорожными вокзалами, а также сотрудничество в области эксплуатации станций.
Соглашение было подписано главой SNCF Гийомом Пепи и его иранским коллегой в присутствии премьер-министра Франции Мануэля Вальса и президента ИРИ Хасана Роухани.
Среди других достигнутых в четверг договоренностей - соглашение о сотрудничестве в области морских перевозок и меморандум о взаимопонимании, касающийся создания в Тегеране зоны водоподготовки.
НЕФТЬ
В программе визита Роухани, среди прочих, была запланирована встреча с руководством французской нефтегазовой компании Total. Завесу тайны над тем, каков будет результат встречи, приподнял министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане. Он заявил, что иранская делегация рассчитывает подписать некое соглашение. Позднее глава Total Патрик Пуянне заявил журналистам, что соглашение касается закупки сырой нефти.
"Это касается покупки сырой нефти, мы запланировали подписание контракта, который позволит нам получать между 150 тысячами и 200 тысячами баррелей сырой нефти в день", - сказал Пуянне.
Как объявил вечером в четверг Елисейский дворец, соглашение между Total и иранской компанией NIOC было подписано.
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Однако визит иранской делегации в Париж отнюдь не свелся к заключению сделок о сотрудничестве между предприятиями двух стран. Лидеры Франции и Ирана не обошли вниманием ключевые вопросы повестки дня, в том числе - борьбу с терроризмом и возможность политического перехода в Сирии.
"Мы должны бороться с терроризмом, но чтобы это делать, необходимо также решить политические вопросы в регионе (на Ближнем Востоке). Поэтому мы говорили о Сирии, о том, что необходимо срочно решать гуманитарные вопросы, но также о том, что необходимо договориться о политическом переходе, этот переход возможен", - сказал Олланд, выступая перед журналистами.
В свою очередь Роухани подчеркнул, что Франция и Иран должны сотрудничать в решении вопросов на Ближнем Востоке, поскольку проблемы ближневосточного региона важны для обеих сторон.
"Вопросы региона важны для обеих сторон. Мы заинтересованы в том, чтобы Ливан стал местом большей стабильности и безопасности, ведь Ливан - наш общий друг", - сказал Роухани.
По его словам, необходимо оказать поддержку Сирии, так как значительная часть этой страны и ее жители сильно пострадали. Страны также должны бороться с террористической организацией "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), поскольку она и те, кто ее оснащают и покупают ее нефть, - основная проблема Сирии, отметил президент Ирана.
"Мы обязаны помочь сирийскому народу в разрешении кризиса. Безусловно, будущее Сирии находится в руках только самих сирийцев", - заявил Роухани.
Президент также подчеркнул, что Иран заинтересован в дипломатическом решении кризиса в отношениях между ИРИ и Саудовской Аравией. Переговоры по иранской ядерной программе при этом могут стать основным образцом для разрешения любых споров и противоречий.
Вопрос соблюдения прав человека стал еще одним предметом дискуссии двух президентов - иранские власти зачастую обвиняют в их нарушении, тогда как Париж традиционно настаивает на необходимости их соблюдения.
"Права человека были упомянуты, президент Роухани дал мне свой ответ", - сказал Олланд.