Рейтинг@Mail.ru
Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик: ЕАЭС — это огромная территория, и очень емкий рынок - 12.05.2020, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Микрофон для интервьюИнтервью

Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик: ЕАЭС — это огромная территория, и очень емкий рынок

Ярослав Лисоволик
Ярослав Лисоволик
Читать Прайм в
Дзен Telegram

Сильное падение курса российского рубля в начале 2016 года и ослабление других национальных валют стран ЕАЭС дало повод скептикам говорить об уязвимости всего интеграционного проекта. О влиянии рецессии на развитие Союза рассказал в интервью ЕКЦ Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.

- Вопрос, который сегодня волнует и сторонников, и критиков интеграционного проекта — как ослабление российского рубля повлияет на развитие Евразийского экономического союза?

 

- С одной стороны кризис — это вызов, с другой — возможность. Разумеется, недооценивать влияние российского рубля на валюты других стран ЕАЭС нельзя и ранее мы даже наблюдали периодические эпизоды конкурентной девальвации наших валют. Однако это не только региональный, но и мировой экономический кризис, и история нас учит, что в подобных ситуациях необходимо стремиться к координации экономической политики с ключевыми торгово-экономическими партнерами. Это в свою очередь требует совместных решений, открытости рынков, создания новых возможностей для национальных производителей.

Исходя из этого, важно, чтобы этот кризис изменил политику наших стран в сторону большей интеграции и в этом в какой-то степени и заключаются те возможности, которые дают нынешние вызовы. Такого рода проверка на прочность  союза даёт понимание того, где не хватает должной координации в экономической политике стран евразийского региона. Можно также отметить тот факт, что на фоне ослабления курса рубля и значительного сокращения импорта, поставщики продукции из стран евразийского региона могут получать преимущества в наращивании своей доли российского рынка за счет производителей из стран "дальнего зарубежья". В целом, однако, масштабное ослабление национальных валют не должно использоваться как универсальное средство решения экономических проблем, учитывая воздействие девальвации на инфляцию и покупательную способность населения.   

- Вы используете понятие "мировой кризис". И все же этот кризис мировой, или только российский, результат санкционного давления на страну? Многие критики евразийской интеграции настаивают на последнем. И утверждают, что если бы их страна не вступила в Союз вместе с находящейся под санкциями Россией, то и вовсе бы не пострадала. Насколько правомерны такие высказывания?

- Я определяю этот кризис как "мировой". С точки зрения многих экономистов, сегодня мы наблюдаем последствия рецессии 2007-2008 года, которая началась в Америке и продолжилась в странах Западной Европы. Многие из проблем того периода до сих пор не разрешены. Долговой кризис западноевропейских стран полностью не преодолён. Не исключено, что на фоне нынешних проблем Европы, в том числе в области миграции, долговой вопрос может опять обостриться. С начала этого года особое внимание финансовых рынков привлекают проблемы экономики Китая, в особенности риски дальнейшего замедления китайского экономического роста.

Применительно к нашему региону нужно отметить, что эффект мирового кризиса усугубляется недостаточным развитием инфраструктуры и низким ростом инвестиций стран евразийского пространства.

На фоне глобального экономического кризиса замедление роста экономики России может сказаться на экономике соседних стран, в том числе и на союзном Кыргызстане. Однако у каждой страны имеются и свои собственные факторы, способствующие снижению темпа экономического развития. В том же Кыргызстане в течение 2015 года наблюдался экономический рост, который замедлился  во втором полугодии из-за внешнеэкономической конъюнктуры, а также по причине зависимости страны от производства и экспорта золота. В России после улучшения экономической ситуации весной 2015 года, макроэкономические индикаторы снова стали ухудшаться во второй половине года из-за снижения цен на нефть.

Наконец, в условиях кризиса Россия оказывает и позитивный эффект на страны евразийского пространства. Хотя бы потому, что Россия остаётся в числе крупнейших реципиентов мигрантов в мире и значительные денежные переводы, которые идут в страны Союза из России — фактор, способствующий смягчению экономического спада для стран евразийского региона. Кроме того, на фоне ухода с российского рынка многих западных поставщиков, у производителей из стран ЕАЭС появляются дополнительные возможности по укреплению своих позиций на ёмком российском рынке. Так, в течение 2015 года Кыргызстан увеличил экспорт продовольствия в РФ по некоторым позициям (прежде всего фрукты и овощи) в несколько раз по сравнению с 2014 годом.  

- И всё же для стран СНГ легче преодолеть рецессию внутри Евразийского экономического союза или вне его?

- Я считаю, что внутри союза. И этому есть целый ряд обоснований. Прежде всего, участник интеграционного процесса имеет больше возможностей для реализации своей продукции на открытых рынках стран-союзников. ЕАЭС — это огромная  территория, и  очень емкий рынок. Преференциальный доступ к нему — колоссальная выгода, особенно ценная в период кризиса. Государства, участвующие в интеграционном процессе, имеют доступ к большему количеству инструментов для  преодоления кризиса и смягчения его последствий (в том числе за счет координации экономической политики), чем те, которые остаются вне рамок интеграционной группировки.

Кстати одним из таких инструментов для стран евразийского региона являются инфраструктурные проекты, финансируемые ЕАБР. Среди текущих проектов, финансируемых ЕАБР по линии Евразийского фонда стабилизации и развития, можно отметить, например,  реабилитацию Токтогульской ГЭС и поставки сельскохозяйственной техники в Кыргызстане, модернизацию оросительных систем в Армении.  

- Можно ли сейчас делать прогнозы о  влиянии кризиса на судьбу ЕАЭС?

- Все зависит от того, каким образом наши страны будут реагировать на этот кризис. Главное не делать это реактивно, стараться не принимать скоропалительных решений в пользу краткосрочных мер. Необходимо разработать долгосрочную стратегию координации взаимной экономической политики, в том числе по отношению к антикризисным мерам. Думаю, именно интеграция со странами евразийского пространства дает возможность видеть развитие нашего евразийского региона в долгосрочной перспективе. Следует более широко взглянуть на систему координации антикризисных мер с нашими соседями. Необходимо накапливать опыт взаимной координации антикризисных мер, что будет способствовать  усилению прочности экономики Союза и по отношению к будущим негативным шокам со стороны мировой экономики.

Полную версию интервью можно найти на портале Евразийского Коммуникационного центра.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Подробнее
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала