Вчера Министерство финансов сообщило, что профицит федерального бюджета составил 390,1 млрд руб., или 7,4% ВВП, в январе 2016 г. Начало нынешнего года оказалось хорошим, поскольку в январе прошлого года был зафиксирован дефицит бюджета в размере 216 млрд руб. Однако этот профицит временный и обусловлен лишь изменением в системе авансирования.
Расходы упали на 55% год к году
Поступления в федеральный бюджет достигли 1,09 трлн руб. по итогам января, при этом нефтегазовые доходы составили 371 млрд руб., а ненефтегазовые – 717 млрд руб. Доля нефтегазовых поступлений в суммарных доходах достигла в январе 34%, но в декабре составляла всего 30%. Исторически доля нефтегазовых поступлений в суммарных доходах равнялась почти 50%, однако недавно заметно сократилась из-за падения цен на нефть. В целом доходы в январе уменьшились на 17,8% год к году, при этом нефтегазовые поступления упали на 28,7%, а ненефтегазовые – на 10,7%. Однако сильный баланс бюджета в начале года стал возможен благодаря значительному снижению расходов – на 55% год к году до 699 млрд руб., например, на национальную оборону за 1 мес. 2016 г. было израсходовано всего 12,6 млрд руб. против 710 млрд руб. в январе прошлого года.
Минфин в поисках источников финансирования дефицита бюджета
Согласно закону, дефицит федерального бюджета запланирован на уровне 2,4 трлн руб., или 3% ВВП в 2016 г., исходя из цены на нефть 50 долл./барр. Но нефтяные котировки резко упали в последнее время, и Министерство финансов может пересмотреть бюджетные проектировки с учетом средней цены на нефть 40 долл./барр., в результате чего дефицит бюджета может увеличиться почти до 4 трлн руб. Минфин в настоящее время ищет источники финансирования дефицита бюджета помимо средств Резервного фонда, которые могут включать размещение евробондов и приватизацию (обсуждаются оба варианта, и первый выглядит более реальным). Правительство также постарается сократить расходы федерального бюджета на 10%.
Мы позитивно оцениваем потенциальное размещение евробондов, поскольку доходности на рынке сейчас ниже, чем были в ходе последнего размещения в сентябре 2013 г., когда цена нефти была равна примерно 100 долл./барр., а страна еще не находилась под санкциями. Мы считаем, что Россия может занять даже больше 3 млрд долл., которые в настоящее время предусмотрены законом о бюджете на 2016 г. На основании средней цены нефти 44,5 долл./барр. мы прогнозируем дефицит бюджета 3,5% ВВП, учитывая расходы в размере 16 трлн руб. (согласно действующему бюджету на 2016 г.), но можем пересмотреть нашу оценку, если цены на нефть останутся на уровне около 30 долл./барр. в течение продолжительного времени, а правительство сократит расходную часть.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.