Вчера Минфин опубликовал предварительные данные о федеральном бюджете за январь 2016 г. Поводом для удивления служит выход на профицит в первый месяц года - 309,2 млрд руб. (7,4% ВВП). Доходы бюджета составили 1,09 трлн руб. (7,9% годового плана), расходы - только 698 млрд руб. (4,3% годового плана). Мы обращаем внимание, что профицитный бюджет в январе был характерен для предкризисного периода, когда освоение госсредств в ходе многолетней практики шло крайне неактивно в начале года и было наиболее медленным в январе и наиболее быстрым в декабре (иногда более 20% годового плана госрасходов). Однако январь 2015 г., казалось, окончательно сломил эту тенденцию, когда на фоне необходимости реализации антикризисных мер и повышения эффективности доведения средств до бюджетополучателей, расходы за первый месяц года неожиданно достигли 10,3% годового плана, а дефицит бюджета возрос до -216 млрд руб. (всего - 692 млрд руб. в 1 кв. 2015 г.).
Учитывая, что сейчас бюджет находится даже в более сложном положении, логично было ожидать, что интенсивность госрасходов в начале этого года будет не менее сильной. Впрочем, представители Минфина успели заверить, что такое слабое исполнение расходов было связано "с изменением практики использования механизма авансирования, в том числе из-за отсутствия стресса на финансовом рынке, который был характерен для начала 2015 г.", и что объемы расходов возрастут в последующие месяцы.
В феврале, учитывая сезонно низкие налоговые поступления, такое положение вещей, должно, по нашему мнению, значительно сократить профицит федерального бюджета или вовсе сменить его небольшим дефицитом. Это должно способствовать увеличению притока бюджетных средств в банковскую систему, а общий объем бюджетных вливаний, финансируемых из Резервного фонда для закрытия дефицита, оценивается нами в этом году на уровне внушительных 2,5-3 трлн руб. По нашим расчетам, кроме ноября-декабря 2016 г., на которые традиционно приходится пик таких поступлений, в феврале 2016 г. бюджет может влить в банковский сектор порядка 700 млрд руб. (на консолидированном уровне с учетом региональных бюджетов), что учитывает ускорение расходов в компенсацию за январь и сезонное падение налоговых поступлений. В последующие месяцы вплоть до 4 кв. объем вливаний должен быть более умеренным. Такой объем бюджетного притока в банковский сектор должен обеспечить сохранение низких ставок МБК для крупных банков (топ-20) и с некоторой задержкой окажет существенное негативное влияние на рубль (даже с учетом стерилизации ЦБ бюджетных средств через сокращение лимитов рублевого рефинансирования).
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.