На этой неделе клиенты много спрашивали о первичном размещении акций (IPO) компании Uber. Есть ли возможность купить? Отвечаю: есть. Будем ли мы это делать? Навряд ли.
В Uber инвестирует такое количество private equity, и стоимость растёт от раунда к раунду. Может быть, это действительно не самая устойчивая компания, но точно меняющая мир.
Политика Uber в новых городах - это активная экспансия, основанная на глубоком исследовании рынка компьютерными методами. Если заказ такси стоит 250 рублей, Uber готов компенсировать водителю из своего кармана 50 рублей для того, чтобы он возил за 200.
Капитализация сервиса Uber на 42% превышает стоимость «Газпрома». Почему? Потому что стратегия больно современная для рынка перевозок.
Uber следит за транспортным потоком в самых мелких городах и приезжает туда в часы пик и в дни разъездов. Потом сокращает время прибытия такси до втрое и даже в четыре раза лучше, чем у конкурентов. Всё продуманно, глубоко.
С учётом новых услуг, предлагаемых Uber, мировой рынок, к которому апеллирует эта компания, можно оценить ближе к 230 млрд долларов. Через 10 лет это могут быть 600-700 млрд долларов. Каршеринг, карпулинг, мототакси - это очень перспективные направления.
В прессе широко циркулирует информация о том, что в Uber вкладывались г-да Фридман, Хан, Кузьмичёв, Усманов. Тем не менее, наш взгляд, несмотря на возможность купить бумаги Uber до IPO, для розничных клиентов инвестировать в Uber лучше через покупку акций компаний, которые в него вкладываются (Amazon, Google, Fidelity). К такому выводу подталкивает изучение финансовых показателей и долей инвесторов, а также предположения относительно сроков возможного IPO.
Купить большую долю в Uber пока хотят единицы. По нашим оценкам, инвестиции Goldman Sachs и Джеффа Безоса из Amazon в совокупности составляют около 11% от капитализации Uber, Google и Fidelity - по 7%, Алишера Усманова и Baidu - не менее 2%. Vanguard, Альфы (L1), Hartford, Desjardins - меньше 1%.
У Uber есть большая разница между чистой и валовой выручкой. Чистая выручка составила 673 млн долларов в 1 полугодии 2015 (против 495 млн за весь 2014-й финансовый год). Совсем по-другому валовая выручка, к которой плюсуются всевозможные вычеты НДС, скидок, отказов. По некоторым сведениям, валовая выручка за 2-й квартал 2015 составляла 2,1 млрд долларов против 2,9 млрд за 2014 финансовый год. Намного более внушительные темпы роста. На них и ориентируются крупные инвесторы.
Убытки Uber намного больше его чистой выручки. Например, за первые полгода 2015 Uber потерял около 1 млрд долларов против 671 млн за тот же период годом ранее. За первые 9 месяцев 2015-го чистая выручка, по данным Business Insider, составила $1,16 млрд, тогда как чистый убыток - $1,68 млрд.
По срокам размещения тоже сохраняется неопределённость. Пока ходят слухи, что это будет или 2016, или 2017-й год. Хотя участники рынка говорят, что после массового расстрела со стороны одного из водителей в Мичигане (заметим, что стрелял он в рабочее время) у Uber стало меньше шансов на IPO.
В любом случае, прямо сейчас для размещения Uber пока рано, резко меняется даже число объявленных акций. Раньше у Uber было 3,35 млрд объявленных акций, из них 2,55 млрд обыкновенных и 0,8 млрд привилегированных, теперь у них 753 млн объявленных акций, из которых 588 млн обыкновенных и 165 млн привилегированных (по тем же формам отчётности).
Уже сейчас понятно, что у Uber полно конкурентов, которые уже объединяются в мощную сеть, включая, например, GrabTaxi. Рынок такси имеет в большинстве развивающихся стран очень низкий порог входа, поэтому расходов скоро станет ещё больше.
Пока можно говорить о большой базе фондирования Uber, популярности транспортных услуг (естественно, это же такси), а также солидном запасе прочности. По данным источников, у компании было около 4 млрд долларов денежных средств по состоянию на конец 1-го полугодия 2015-го. Но инвестиции в Uber - это вложения в рост выручки и в расширение охвата рынка, который достигается на фоне громадных убытков. Розничным клиентам не посоветуешь ни в коем случае.
Каршеринг, карпулинг и мототакси, и главное - транспортные приложения, представляются очень перспективными направлениями, но поддерживать дисконтный формат компании будет сложновато. На локальном уровне тоже могут образоваться мощные альянсы такси, и рост доли Uber на рынке перевозок, по физическим объёмам, зависит целиком от этого процесса. Будет это рост на 10% или 25% в год пока пари. Попытка захватить долю рынка неизбежно уменьшит долю Uber в мировом объёме денежных поступлений от услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Завоюет ли Uber 20% или 10% от рынка такси, пока не скажешь. Успешный старт только сбивает стоимость финансирования.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.