МОСКВА, 30 мар – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Угон самолета EgyptAir стал поводом к возобновлению дискуссии о качестве работы служб безопасности в Египте. С одной стороны, египетские власти для возвращений туристов из России и постоянно подчеркивают соответствии качества работы служб безопасности аэропортов страны стандартам, установленным Международной организацией гражданской авиации(ИКАО), и пронесенное на борт самолета взрывное устройство, оказалось лишь муляжом. С другой, сам факт захвата самолета все-же накладывает значительный отпечаток к продолжающимся переговорам о возобновлении авиасообщения.
Причину этого инцидента следует искать в человеческом факторе, считает главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. "С подобными сложностями сталкивается не только Египет, но и страны всего мира. Во многих европейских аэропортах система контроля за безопасностью не отлажена: в некоторых из них поставили рамки на входе лишь после терактов в Брюсселе, а контроль пассажиров до сих пор осуществляется выборочно. В России меры по обеспечению безопасности гораздо жестче: это и тотальный жесткий досмотр, и сканирование багажа, и использование современных технических средств, в том числе, незаметных для пассажира", - рассуждает главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.
В качестве наиболее эффективных мер эксперты называют предполетный контроль ручной клади пассажиров, личный досмотр, сканирование багажа. "Необходимо внедрять современную технику досмотра, например, прибор ДВиН-1 (детектор взрывчатых и наркотических средств)", - отметил профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭА им Г.В.Плеханова Михаил Морозов.
Разумеется, многое зависит от опыта и подготовки сотрудников аэропорта и спецслужб. Но самое главное – эти меры должны предприниматься в комплексе. Израильский аэропорт Бен-Гурион считается наиболее защищенным в мире благодаря тому, что работа начинается на "внешнем круге" – заранее собирается и анализируется информация о возможных терактах, в радиусе нескольких километров отслеживаются все перемещения граждан. Сама территория аэропорта окружена бетонным рвом, электронной оградой с датчиками и камерами дальнего наблюдения. Въезды на территорию охраняются автоматчиками, а рядом всегда находится группа оперативного реагирования. Внутри пассажиров и сопровождающих подвергают досмотру, иногда многочасовому. В результате каждый человек находится под наблюдением каждую минуту пребывания в аэропорту.
После событий в Брюсселе меры безопасности в российских аэропортах вновь ужесточили. Но вряд ли это сразу отразится на цене билетов, поскольку после терактов в Домодедово в 2011 году расходы на безопасность уже заложены в стоимость аэропортовых услуг. Тарифы растут, но не применительно к каждому конкретному усилению бдительности. Так, в марте аэропорт "Домодедово" поднял тарифы на авиабезопасность на 26%, "Шереметьево" – с 1 апреля повышает его на 3%.
Ужесточение в других странах также возможно, но скажется ли оно на цене билетов, будет зависеть от того, на кого в конечном итоге лягут расходы – на государство или бизнес. В последнем случае вероятно перекладывание их на пассажиров, как это произошло в России.