МОСКВА, 14 апр – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Федеральная таможенная служба констатировала в январе-марте снижение импорта в Россию из дальнего зарубежья на 14,2% к аналогичному периоду прошлого года. Общий объем импорта из стран дальнего зарубежья упал до 32,2 млрд долларов.
Большая часть падения пришлась на товары потребительского сектора. Например, ввоз сахара снизился почти вдвое, на 24% упали закупки трикотажного полотна и табака обуви стали импортировать на 15% меньше, одежды – на 7-9% в зависимости от вида.
В промышленном секторе объемы импорта наоборот выросли. Рост импорта зафиксирован в таких сегментах, как машиностроительная и химическая продукция (28% и 24% соответственно), фармацевтическая продукция (28%)
Причиной подобного разнонаправленного поведения стала реакция потребителей на девальвацию рубля в первом квартале. Вместе с девальвацией сократились и доходы потребителей, что привело к снижению спроса на импортируемую одежду. Потребителями продукции из секторов машиностроения и химической промышленности наоборот являются крупные компании, значительная часть из которых сама поставляет свою продукцию на экспорт. За счет валютной выручки они и смогли увеличить закупки необходимого им оборудования.
Примечательно, что падение импорта из-за рубежа было ограниченным и большая его часть пришлась на январь-февраль, а уже в марте показатель продемонстрировал рост на 19,5% до 13,2 млрд долларов к марту прошлого года. Это опять-таки объясняется укреплением рубля, начавшимся в конце февраля, считает главный экономист ФК "Уралсиб" Алексей Девятов. Однако один месяц нельзя считать показательным, добавил он.
Эксперт также уверен, что снижение импорта свидетельствует не о росте импортозамещения, на который надеются власти, а о проблемах в экономике. "Импортозамещение пока работает лишь в некоторых отраслях, например, пищевой и химической промышленности, полнее его эффект проявится на горизонте нескольких лет. По таким секторам, как производство машин и оборудование мы не уйдем от импорта и через пять лет. Пока наше производство в среднем на 50% зависит от зарубежных закупок, и их снижение означает, что компании не могут закупать необходимое оборудование и комплектующие, и, как следствие, сокращают выпуск продукции", - рассуждает он.
Второй момент, который становится очевидным при анализе статистики ФТС год к году - изменение страновой структуры импорта. Импорт из ЕС за январь-февраль 2016 года (статистики за квартал у ФТС пока нет) сократился на 20% в сравнении с аналогичным периодом годом ранее, из стран АТЭС – на 15%. При этом доля импорта из ЕС сократилась с 46% до 43%, из АТЭС, напротив, выросла с 28% до 30%. Сильнее всего сократился импорт с Кипра (на 85%), Турции (60%), США и Тайваня (по 50%).
Наиболее существенный рост импорта без учета стран ближнего зарубежья зафиксирован из Индонезии (в два раза), Перу (33%), Чили (27%), Кубы (1750%), правда, в общем объеме торговли их доля по-прежнему незначительна, а рост происходит за счет эффекта низкой базы.
В целом товарооборот со странами дальнего зарубежья за первые два месяца текущего года сократился на 30%, с ЕС на 33%, с АТЭС на 26%. Наиболее существенно товарооборот снизился с Италией (58%), Эстонией (56%), Португалией (50%), Испанией (46%). Напротив, рост товарооборота более чем на 1000% отмечен с Кубой, Египтом (75%), Индонезией (48%), Перу (41%), Малайзией (28%).
"Азиатский регион, также как Южная Америка, гибче с точки зрения ценообразования. Даже если контракты прописаны в долларах, то рассчитываются они исходя из себестоимости товаров в местной валюте, которая в последний год ослабела к доллару. В странах ЕС привязка к евро жестче, поэтому и цены для нас выше", - поястняет Дмитрий Савченко из "Нордеа Банка".
Но даже при сопоставимых ценах с геополитической точки зрения России сейчас выгоднее сотрудничать со странами, не присоединившимся к санкциям, поскольку нет рисков их расширения, и заключение долгосрочных контрактов является более предсказуемым. Поэтому расширение контактов с Азией и Южной Америкой будет продолжаться и далее, резюмирует эксперт.