МОСКВА, 14 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. На российском авторынке наметилось замедление спада. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ упали в апреле "всего" на 8,5%. Это самые низкие темпы падения с декабря 2014 г. Эксперты рассчитывают, что рынок наконец-то начинает нащупывать дно.
С такой позицией согласны и аналитики Sberbank Investment Research, которые отмечают, что в апреле сохранялась позитивная тенденция к замедлению годовых темпов падения продаж вслед за падением на 10,0% в марте и на 13,4% в феврале.
В качестве причин замедления падения авторынка эксперты называют укрепление рубля и сезонный фактор (весной традиционно покупают больше машин). Кроме того, покупатели опасаются дальнейших валютных скачков и возможного подорожания автомобилей, и предпочитают определиться с покупкой сейчас.
Тем более, рынок автокредитования относительно стабилизировался. По данным НБКИ и аналитического агентства "Автостат", в первом квартале 2016 года доля автомобилей, купленных в кредит, составила 37,3% от общих продаж, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,3 процентных пункта. Это связано как с эффектом низкой базы, так и с ростом автокредитования, так и с господдержкой автокредитования и лизинга, на которую в этом году выделено 16 млрд рублей.
"Само по себе автокредитование банкам сегодня не очень выгодно, поскольку несет много рисков. Если клиент не может платить по кредиту, он с легкостью оставляет банку автомобиль, который затем сложно реализовать на падающем рынке за приемлемую цену. Поэтому наиболее привлекательные предложения по автокредитам сейчас идут от дилеров в виде различных партнерских программ с банками, то есть, разницу по ставкам фактически доплачивают продавцы", - поясняет начальник аналитического отдела "ТКС Партнерс" Андрей Третельников.
Рост продаж в апреле продемонстрировали отечественные производители, такие как "АвтоВАЗ", УАЗ, ГАЗ, а также иностранные концерны – Ford, Volvo, Toyota, BMW. Ничего неожиданного в этом нет, полагает замдиректора агентства "Автостат" Сергей Удалов. "
У "АвтоВАЗа" обновлен модельный ряд и сравнительно низкие цены, что в кризис фактически определяет выбор клиента. Даже новые модели, например, Lada X-Ray, несколько дешевле конкурентов в лице Hyundai, Kia и Renault, кроме того, покупатели надеются сэкономить на обслуживании", - пояснил он.
Что касается Ford и Volvo, то они растут на фоне низкой базы из-за провала в прошлом году, а также благодаря обновлению модельного ряда. Ford к тому же несколько скорректировал цены, а премиум-сегмент и без этого всегда неплохо чувствует себя в кризис, добавил он.
Однако по итогам года эксперты не ожидают ни усиления темпов замедления спада на авторынке, ни тем более роста.
При условии сохранения относительно стабильных цен на нефть и курса рубля Sberbank Investment Research прогнозирует сжатие рынка на 7-12% в этом году. "В то же время некоторые бренды, такие как УАЗ и Ford, вероятно, покажут лучшие результаты на фоне господдержки и специфических факторов для этих брендов, что позитивно для отношения инвесторов к Sollers", - пишут аналитики компании в своем обзоре.
По мнению представителя "Автостата", апрель традиционно является лучшим месяцем года в плане продаж автомобилей. Летом ситуация ухудшится, хотя и без серьезного ускорения темпов падения. Улучшение возможно осенью, и его темпы будут зависеть от экономической ситуации в стране, а также от курсов валют, и спад по итогам года составит 5-10%, заключил он.