ЛОНДОН, 23 июн /ПРАЙМ/, Наталья Копылова. Великобритания стоит на пороге судьбоносного решения — быть или не быть с Евросоюзом. От выбора, который сделают британцы на референдуме 23 июня, зависит будущее не только Великобритании и ЕС, но и глобальной экономки.
Лагеря сторонников выхода из ЕС и сохранения членства в европейском блоке, а также регуляторы и международные финансовые институты на протяжении последних месяцев представляли свои прогнозы возможных последствий этого события.
Эксперты, опрошенные РИА Новости, отмечают, что точно предсказать последствия Brexit невозможно, так как это беспрецедентное событие в истории Британии и ЕС. Однако они сходятся во мнении, что можно с уверенностью сказать: британская экономика не будет разрушена в случае выхода из европейского блока.
ВАРИАНТЫ ДЛЯ БРИТАНИИ ВНЕ ЕС
Британский минфин рассчитал три возможных сценария развития деловых отношений с ЕС на случай выхода из блока. В каждом из них предусмотрены финансовые потери - как для экономики, так и для каждой британской семьи.
Согласно первому варианту, Великобритания выстраивает торговые отношения с ЕС в рамках сотрудничества с Европейской экономической зоной (European Economic Area, EEA). Такую модель использует Норвегия. В этом случае, согласно расчетам минфина, ВВП страны через 15 лет будет на 3,8% ниже, чем при варианте IN (сохранение членства Великобритании в ЕС). Убыток каждой семьи составит в среднем около 2,2 тысячи фунтов в год.
Вторая модель — двусторонние торговые договоренности с ЕС, которые сейчас использует Канада. При модели двустороннего соглашения с ЕС британский ВВП к 2030 году потеряет 6,2%, а домохозяйства - по 4,3 тысячи фунтов в год.
И третий вариант — торговые отношения в рамках правил Всемирной торговой организации (ВТО). Это самая затратная модель, по которой в настоящее время работают, в частности, Россия и Бразилия — она приведет к потерям ВВП Великобритании в 7,5%, а потери семей составят 5,2 тысячи фунтов стерлингов в год.
Как отмечал канцлер казначейства (министр финансов) Джордж Осборн, кроме того, в результате выхода из ЕС Британия лишится примерно 36 миллиардов фунтов налоговых поступлений и 520-580 тысяч рабочих мест.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в ходе агитационной кампании в поддержку сохранения членства признал, что экономика Британии, конечно, не развалится после выхода из ЕС, но упустит возможный потенциал роста.
Он также указал, что после Brexit обратного пути в европейский блок уже не будет. "Помните, вы не сможете отменить принятого решения. Если проголосуете за выход, это будет окончательным решением. Обратного пути не будет", — сказал Кэмерон, добавив, что Британии в случае возврата придется принимать те условия, которые предложит ЕС.
На заключение новых торговых соглашений с 27 странами ЕС и другими 50 государствами, с которыми есть соглашения у Британии как у участницы ЕС, может потребоваться несколько лет, предупреждают в британском правительстве.
Президент США Барак Обама, в мае посетивший Лондон, отметил, что на заключение новых торговых договоров с Великобританией может уйти около десяти лет, "несмотря на хорошие отношения между странами".
РЕЦЕССИЯ ВОЗМОЖНА, НО НЕ КРАХ
Банк Англии также предупредил о рисках Brexit для экономики и финансовой системы страны.
"Итоги референдума продолжают оставаться самым крупным риском, с которым сталкивается финансовый рынок Великобритании, и, возможно, также мировые финансовые рынки", — говорилось в документе по итогам июньского собрания комитета по монетарной политике.
Оценивая возможные последствия неопределенности на рынке в связи с предстоящим референдумом, регулятор еще в мае понизил прогнозы роста экономики страны во втором квартале до 0,3% с 0,5%. Прогноз роста ВВП в 2016 году также был понижен — до 2% с 2,2%.
Оценили риски возможного Brexit также международные и британские финансовые организации. Международный валютный фонд, к примеру, полагает, что экономика Британии в случае выхода из ЕС столкнется с технической рецессией. Глава фонда Кристин Лагард в мае приезжала в Лондон, чтобы донести позицию МВФ до общественности. "Высока вероятность того, что это может привести к технической рецессии", — сказала тогда Лагард, добавив, что негативное влияние на себе ощутит экономика ЕС и даже мировая.
Впрочем, в середине июня, несмотря на усилившиеся, согласно общественным опросам, риски выхода Великобритании из ЕС, МВФ не стал корректировать ранее сделанные прогнозы по основным показателям британской экономики. Согласно последнему докладу МВФ по Великобритании, рост ВВП Соединенного Королевства в 2016 году ожидается на уровне 1,9%, в 2017 году — 2,2%.
В базовом сценарии МВФ отмечается, что в отсутствие Brexit у страны есть хорошие шансы для экономического восстановления, и по мере ослабления эффекта референдума рост ВВП в среднесрочной перспективе составит около 2,2%.
Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) в начале июня также высказалась по экономическим последствиям референдума, снизив свой прогноз по росту ВВП Британии до 1,7% с ранее ожидавшихся 2% в 2016 году. Причина вновь в растущей неопределенности на фоне предстоящего голосования. Прогноз на 2017 год остался без изменений - на уровне 2,1%.
В случае выхода из ЕС британская экономика начнет терять ежегодно по 0,5 процентного пункта в динамике ВВП, предупреждает ОЭСР. Потери к 2020 году составят суммарно 3,3 процентного пункта, а к 2030 году — 5,1.
КРУПНЫЙ БИЗНЕС И ФИНАНСИСТЫ ГОЛОСУЮТ ЗА ЕС
Британский крупный бизнес и финансовый сектор, которые в случае Brexit потеряют доступ к единому европейскому рынку в 500 миллионов человек, безусловно, голосуют за то, чтобы остаться в составе ЕС.
Британское общество автопроизводителей и дилеров (Society of Motor Manufacturers and Traders, SMMT) за три дня до референдума опубликовало письмо, в котором четко изложило свою позицию относительно Brexit: возможный выход из ЕС может нанести серьезный удар по британской автомобильной индустрии. Компании экспортируют около 80% произведенных транспортных средств за рубеж, и более половины экспорта (57,5%) приходится на ЕС. В автоотрасли заняты 800 тысяч человек, доход в экономику страны составляет 15,5 миллиарда фунтов ежегодно.
Финансисты также поддерживают сохранение страны в европейском блоке, опасаясь, что Лондон может потерять статус международного финансового центра. В случае Brexit глобальные банки, такие как HSBC, Citi и Deutsche Bank, готовы перевести часть операций и персонала из Лондона в подразделения в Европе и Азии. Таким образом, британские отделения сократят свои доходы, а банки — расходы за счет дополнительных трат.
ИНВЕСТОР ГОЛОСУЕТ ФУНТОМ
Неопределенность, вызванная референдумом, вызвала высокую волатильность на глобальном финансовом рынке. В зависимости от результатов общественных опросов, которые перевешивали чашу то в одну, то в другую сторону, британский фунт то снижался до рекордных за последние месяцы уровней, то вновь поднимался. То же касалось основного индекса британского фондового рынка FTSE 100.
К началу июня, когда опросы свидетельствовали о том, что большинство британцев поддерживают выход из ЕС, инвесторы активно выходили из активов в фунтах. По данным Банка Англии, участники финансового рынка за март-апрель продали и вывели из британских активов рекордные за последние семь лет 65 миллиардов фунтов. Самым активным месяцем по выводу капитала был март — около 59 миллиардов фунтов. Такие темпы сравнимы с данными периода кризиса 2009 года.
Как указывало международное рейтинговое агентство S&P, Brexit может пошатнуть позиции британского фунта, в том числе его статус мировой резервной валюты, а это может косвенно отразиться и на кредитном рейтинге Великобритании, который сейчас находится на наивысшем уровне ААА.
Между тем, трейдеры готовятся торговать на рынке всю ночь на пятницу, реагируя на предварительные итоги голосования. Глобальные инвестбанки укрепили свои лондонские офисы, стянув в британскую столицу трейдеров из США и Азии.
"СТРАШИЛКИ" BREXIT
Паника и истерия вокруг предстоящего референдума нарастала с каждым месяцем и, разумеется, не обошлось без самых страшных прогнозов.
Например, американский миллиардер Джордж Сорос заявил, что падение фунта в случае Brexit составит 20%, то есть будет даже более грандиозным, чем в "черную среду" в 1992 году. Тогда Сорос заработал целое состояние на падении фунта в 15%. Эксперты Национального института экономических и социальных исследований (NIESR) также полагают, что курс фунта может упасть на 20%.
Не избежит потерь в случае Brexit и фондовый рынок Британии, отмечают аналитики Deutsche Bank. По их оценке, биржи могут упасть на 15%, а котировки некоторых британских компаний могут просесть и на 26%.
По мнению экономистов международного рейтингового агентства Fitch, в случае развития неблагоприятного сценария переговоры между Великобританией и ЕС по новым соглашениям могут затянуться на годы, что приведет к технической рецессии и девальвации фунта на 30%.
АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ OUT
У сторонников выхода Британии из европейского блока крепких экономических аргументов не так много. В кампании Vote Leave преобладают в основном политические и социальные мотивы.
Лагерь сторонников Brexit, в который входит бывший мэр Лондона Борис Джонсон, указывает, что европейская бюрократия приводит к повышению цен на товары и услуги.
Кроме того, Британии приходится платить за членство в европейском блоке 350 миллионов фунтов в неделю, которые могли бы быть направлены на решение внутренних проблем. Сторонники "свободной Британии" считают, что страна платит в европейский бюджет значительно больше, чем получает из него. В 2015 году Великобритания заплатила в бюджет ЕС 17,8 миллиарда фунтов, а получила в виде субсидий фермерам и социальных программ лишь 4,4 миллиарда фунтов.
Сторонники выхода также убеждены, что в этом случае Британия сможет заключить более выгодные торговые соглашения со странами, не входящими в европейский блок, и в долгосрочной перспективе обособленное положение Британии экономически будет более выигрышным, чем в составе ЕС.
Экономисты Oxford Economics за день до референдума отметили, что Brexit, безусловно, окажет влияние на экономику в краткосрочной и долгосрочной перспективе. При этом в ряде секторов могут быть как плюсы, так и минусы от выхода из ЕС. В целом прогнозы Oxford Economics не так страшны, как представляют общественности сторонники кампании IN, отмечают они.
"Наши прогнозы значительно менее пессимистичны, чем анализ некоторых других компаний. Особенно это касается мрачных прогнозов казначейства, результаты которых опираются на ряд сомнительных предположений", — пишут аналитики.