МОСКВА, 10 июл - ПРАЙМ. Россия поддерживает решение министерской "большой двадцатки" начать обсуждение проблемы избыточных металлургических производств в мире, но речи об обязывающем соглашении по снижению производства стали не идет, заявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков.
В воскресенье в Шанхае закончилась встреча министров торговли G20, на которой обсуждалась, в том числе, проблема перепроизводства металла в мире и способы ее решения.
Ситуация в глобальной экономике привела к тому, что на фоне снижения потребления стали и роста господдержки этой отрасли проблема избыточных мощностей в отдельных странах возникла вновь полтора года назад, рассказал Медведков журналистам по итогам G20.
"Поскольку рынок не может поглощать всю производимую сталь, это ведет к снижению цен на металлы, искажению сигналов для инвесторов и потерям металлургического сектора и для потребителей, которые также страдают от волатильности цен. Основной страной, которая страдает от этой проблемы, является Китай", - сказал директор департамента.
Крупнейшие мировые производители стали - ЕС, США, Канада, Индия, Китай и РФ.
НЕГАТИВНАЯ ГОСПОДДЕРЖКА
Министры торговли "двадцатки" приняла решение, в соответствии с которым стороны признают, что господдержка при определенных обстоятельствах может оказывать негативное влияние на рынок и на формирование избыточных мощностей.
Поэтому G20 договорилась, что страны - ведущие мировые производители стали в рамках комитета ОЭСР по стали в начале сентября обсудят возможность создания глобального форума по обмену мнениями по этой теме, пояснил Медведков.
Если страны придут к выводу, что этот форум нужно создать, он займется детальной проработкой вопроса и поиском рецептов для решения этой проблемы.
"Почему для нас крайне важно участие в такого рода мероприятиях - потому что мы крупный мировой игрок, и в России металлургическая отрасль, которая уже давно негосударственная и работает в рыночных условиях. И для того, чтобы сохранять конкурентные позиции на основных рынках, мы заинтересованы в том, чтобы все играли по одинаковым правилам", - отметил директор департамента.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НЕ БУДЕТ
Безусловно, вряд ли речь пойдёт о выработке какого-то специального соглашения о торговле сталью, оно и вряд ли нужно, потому что основная масса вопросов так или иначе регулируется ВТО. Кроме того, многостороннее соглашение, обязывающее сократить объёмы производства стали, во многих юрисдикциях, в том числе российской, законодательно было бы вряд ли возможно, так как ведёт к ограничению конкуренции.
"Но диалог и последующее решение, направленное на сокращение избыточных мощностей в тех странах, где они существуют, будет работать нам очевидно на пользу", - уверен он.
"И в том случае, если все согласятся, что такие мощности в каких-то странах существуют, и они окажут негативное влияние на рынок, тогда будет следующий этап решения. Сейчас (на G20 - ред.) такого решения естественно нет и быть не могло", - сказал Медведков.
РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ
Директор департамента отметил, что в России, как и в любой стране, есть программы господдержки, но они не носят объемного характера, соответствуют требованиям по ВТО и в силу первых двух причин не могут привести к созданию избыточных мощностей.
Под такими мощностями подразумеваются мощности, которые в отсутствие господдержки должны были бы обанкротиться и закрыться, то есть неспособные сами работать в условиях открытого рынка.
"Но исходя из структуры нашей металлургической отрасли, очевидно, что мы в таком диалоге скорее заинтересованы, чем нет", - заключил Медведков.
По данным Росстата, в 2015 году российские металлургические предприятия снизили производство стали на 1,8% до 69,4 миллиона тонн стали и изготовили 60,3 миллиона тонн проката чёрных металлов (минус 1,5%).