МОСКВА, 15 авг - ПРАЙМ. Президент РФ Владимир Путин в понедельник проведет заседание президиума Госсовета, на котором будет обсуждаться развитие внутренних водных путей, а также повышение безопасности судоходства с использованием современных навигационных технологий, сообщила пресс-служба Кремля.
"Президент России В.В. Путин проведет в городе Волгоград заседание президиума Государственного совета по вопросу "О развитии внутренних водных путей Российской Федерации". На заседании будут обсуждаться меры, направленные на устранение инфраструктурных ограничений и лимитирующих участков на внутренних водных путях, а также вопросы повышения безопасности судоходства, в том числе с использованием современных навигационных технологий", - говорится в сообщении.
Как отметили в пресс-службе, также внимание будет уделено поддержке судостроения и развития внутреннего и въездного круизного туризма на внутренних водных путях.
Ранее в распоряжении главы государства, размещенном на портале публикации документов "Консультант", сообщалось, что администрации и управделами президента совместно с ФСО, правительством Астраханской области и администрацией Волгоградской области поручено обеспечить подготовку и проведение заседания.
Внутренние водные пути являются важнейшей составной частью транспортной системы России. Их эксплуатируемая сеть составляет 101,7 тысячи километров. На внутренних водных путях расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения, находящиеся в федеральной собственности. На реках функционируют более 130 портов, имеющих соответствующие подъездные пути и оснащенных 828 береговыми и 247 плавучими кранами.
Состав флота речных судоходных компаний позволяет выполнять перевозки практически всех видов грузов. На долю внутреннего водного транспорта в России приходится менее 2% общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта.
ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ
На сегодняшний день основными задачами внутреннего водного транспорта являются обеспечение низкозатратных перевозок крупногабаритных грузов на большие расстояния, транспортировка пассажиров в труднодоступные регионы - на север РФ и на Дальний Восток.
В то же время современное состояние внутренних водных путей можно охарактеризовать как проблемное - это единственная транспортная отрасль, которая не вышла на исторические показатели после пика советской экономики. Самая главная проблема в последние годы - маловодность, и согласно прогнозам, остается риск сохранения такого состояния рек до 2025-2030 годов. В связи с этим на первый план выходит вопрос рационального пользования водными ресурсами для развития различных отраслей сельского хозяйства.
Кроме того, по данным МЧС, порядка 1,3 тысячи гидротехнических сооружений (ГТС) на территории России имеют неудовлетворительный уровень безопасности, еще 410 - опасный уровень.
К ГТС относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Отмена лицензирования на морском и внутреннем водном транспорте уменьшит количество внеплановых проверок и сократит непроизводственные простои судов, считают разработчики законопроекта Александр Меткин и Николай Власенко.
ОТВЕТСТВЕНОСТЬ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Ранее рабочая группа Госсовета РФ определила, что единственным органом, который отвечает за реки в России, будет Минприроды. Соответствующее предложение будет представлено на Госсовете президенту.
По словам помощника президента РФ Игоря Левитина, Путину доложат, что все действия водопользования на реке и любая деятельность федеральных и региональных органов власти должна согласовываться с Минприроды.
Кроме того, по мнению ряда экспертов и законодателей, отмена лицензирования на морском и внутреннем водном транспорте уменьшит количество внеплановых проверок и сократит непроизводственные простои судов физических и юридических лиц, связанные с проведением процедур лицензирования. При этом, как отмечают разработчики законопроекта, будет исключено дублирование контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти в отношении одного объекта контроля.
Авторы законодательной инициативы обращают внимание, что действующая на основании международных обязательств РФ система государственного портового контроля, предполагающая комплексную проверку судов, выходящих в море, в том числе включает в себя ведение централизованного учета результатов проведенных проверок и выявленных несоответствий. В отношении внутреннего водного транспорта действует аналогичная система портового контроля, осуществление которого поручено администрациям бассейнов.
Система портового контроля, основанная на системе управления рисками, предполагает периодическое проведение проверок в течение установленного времени и обеспечивает приостановление эксплуатации судна, в отношении которого выявлены значительные несоответствия нормативным требованиям. Помимо этого, осуществление перевозочной деятельности регламентируется путем применения правил плавания, правил перевозок пассажиров и грузов и другими.
Таким образом, как полагают авторы законопроекта, государственное регулирование видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте "осуществляется на комплексной основе и исключает выход в море, либо эксплуатацию на внутренних водных путях судов, не отвечающих нормативным требованиям".
В пояснительной записке к документу также отмечается, что "из анализа аварийности судов на морском и внутреннем водном транспорте следует, что наличие лицензии в целом не влияет на уровень обеспечения безопасности мореплавания и судоходства на внутренних водных путях".