МОСКВА, 21 окт – ПРАЙМ, Наталья Карнова. 2016 год может стать последним в многолетнем падении российского автомобильного рынка, считают аналитики PWC (PricewaterhouseCoopers). Уже в 2017 году начнется восстановление, в результате которого продажи и производство автомобилей вырастут на 15-17%, а к 2020 году – на 30-35%, прогнозируют аналитики компании.
Свои ожидания они объясняют целым рядом фактором. В частности, по прогнозам аналитиков, цены на нефть продолжат восстанавливаться, и средняя стоимость барреля "черного золота" поднимется до 56 долларов.
Дополнительным драйвером роста на авторынке может стать расширение программ банков, специализирующихся на автокредитовании. Дело в том, что в 2017 году заканчивается программа госсубсидирования автокредитования и решение о ее продлении пока не принято. При этом по данным НБКИ и "Автостата", в третьем квартале текущего года доля новых легковых автомобилей, приобретенных в кредит, составила 46,4%, что является самым высоким уровнем за последние два года. То есть спрос на кредитование есть.
В такой ситуации банки для увеличения собственных кредитных портфелей могут разработать новые продукты для привлечения клиентов из числа покупателей авто. Это и продление срока кредита, и снижение первого взноса, и обязательство дилера выкупить автомобиль обратно по прошествии трех-пяти лет.
Кроме того, несмотря на все сложности, нельзя не учитывать фундаментальный потенциал рынка. По данным "Автостата", на 1000 россиян приходится 283 легковых автомобиля, тогда как в среднем по Европе – 500 машин.
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", по-разному оценивают прогноз. Например, эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода настроен еще более оптимистично и ожидает 20-25-процентного скачка продаж в 2017 году. "Во-первых, на рынок со скидкой выйдут модели 2016 года; во-вторых, это традиционное время высокого спроса после "мертвого" зимнего сезона. Плюс мы ожидаем замедления роста цен на новые автомобили", - поясняет он.
По оценкам аналитика "ВТБ Капитала" Владимира Беспалова, темпы восстановления не превысят 5-6%. "Это связано с тем, что прорывного роста ВВП и доходов населения не ожидается, а молодежи, готовой к покупке первого в жизни автомобиля меньше, чем 10 лет назад из-за демографической "ямы" 90-х годов", - поясняет он.
Опрошенные эксперты сходятся на том, что наибольшим потенциалом роста продаж обладает сегмент автомобилей В-класса. На втором месте по темпам роста спроса – компакт-кроссоверы. По данным Ассоциации Европейского бизнеса, такие модели, как Renault Duster, Toyota RAV-4 и Nissan Qashqai уже не первый год входят в топ-20 самых продаваемых в нашей стране.