ЛОНДОН, 23 ноя /ПРАЙМ/, Наталья Копылова. Министерство финансов Великобритании подготовило предварительный бюджет страны с учетом новых экономических реалий, вызванных выходом страны из ЕС. Согласно новому проекту бюджета, представленному в среду министром финансов Филипом Хаммондом нижней палате британского парламента, правительству придется увеличить государственные заимствования, сократить ряд социальных льгот и сделать ставку на технологии, развитие инфраструктуры и уровня производительности.
Brexit - новая реальность, которая определит вектор развития страны в ближайшие несколько лет. Этот фактор учитывался при подготовке нового предварительного проекта бюджета страны до 2020 года и внесении корректировок в предыдущие прогнозы министерства финансов.
Согласно прогнозу управления по бюджетной ответственности Великобритании (Office for Budget Responsibility, OBR), британская экономика начнет ощущать негативное влияние Brexit в 2017 году, резко сократив темпы роста до 1,4% с ранее ожидавшихся 2,2%.
Снижение темпов роста в следующем году, по словам Хаммонда, будет связано с сокращением инвестиций и низким потребительским спросом, вызванными ростом неопределенности и инфляции на фоне ослабшего фунта. "Это, конечно, ниже, чем мы бы хотели, но все еще соответствует прогнозу МВФ по Германии и выше прогноза для многих других наших европейских соседей, включая Францию и Италию", - попытался приободрить парламентариев канцлер.
По итогам текущего года ведомство, напротив, ожидает незначительного улучшения своего прогноза - рост ВВП составит 2,1% вместо 2%, прогнозировавшихся этой весной до проведения референдума. В 2018 году OBR ожидает роста ВВП на уровне 1,7%, в 2019 и 2020 годах - 2,1%. В 2021 году темпы роста вновь немного замедлятся - до 2%ю
ПРОФИЦИТ К 2020 ГОДУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ
С целью сбалансировать бюджет в условиях замедления экономического роста, инвестиций и снижения доходов населения из-за неопределенности и ослабления фунта и роста инфляции правительство не видит иного выхода, как наращивать государственный долг. Согласно документу, государственные заимствования в 2016 году будут увеличены до 68,2 миллиарда фунтов стерлингов с планировавшихся 55,5 миллиарда, а в 2017 году - до 59 миллиардов фунтов стерлингов с 38,8 миллиарда фунтов стерлингов.
По словам Хаммонда, налогооблагаемая база в стране должна оставаться стабильной. С этой целью минфин планирует в 2017 году, после консультаций, внести ряд изменений, которые затронут налоговые отчисления работающих граждан. Также казначейство намерено сократить разницу между налоговыми поступлениями и налоговыми льготами.
При этом минфин, как и ожидалось, сохранил планы прежнего правительства по снижению налога на прибыль компаний до 17% с нынешних 21%. Это будет самая низкая ставка среди стран G20, подчеркнул министр.
Несмотря на ухудшающуюся ситуацию в экономике, правительство не стало сокращать социальные расходы. Напротив, для поддержки своих граждан оно решило увеличить уровень минимальной заработной платы до 7,5 фунта в час с 7,2 фунта для граждан в возрасте 25 и старше лет. Нововведение вступит в силу в апреле следующего года.
Однако заимствований и других мер, планируемых правительством, будет недостаточно для достижения баланса и выхода на профицит к 2020 году, как планировалось раньше, указал министр финансов. По данным OBR, дефицит британского бюджета в 2016 году достигнет 3,5% от ВВП против 3,1% предыдущего весеннего прогноза и 2,8% вместо 2,1% - в 2017 году. К 2019/20 финансовому году дефицит бюджета составит около 22 миллиардов фунтов стерлингов.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, ИНФРАСТРУКТУРА И ИННОВАЦИИ
Основным драйвером роста британской экономики и уровня жизни британцев в будущем должны стать развитая инфраструктура, инновации и технологический сектор. Также правительство намерено добиться увеличения производительности труда и эффективности производства в Британии, которое в настоящее время не является самым высоким в Европе, отметил Хаммонд.
"Мы недостаточно инвестируем в исследования, развитие и инновации. По мере того, как растут мировые темпы развития технологий и конкуренция, мы должны опираться на наши сильные стороны в области науки, технологий и инноваций, чтобы следующее поколение открытий было сделано, разработано и произведено в Великобритании", - сказал он.
С этой целью правительство приняло решение учредить новый инвестиционный фонд объемом 23 миллиарда фунтов, средства которого будут направлены на развитие инфраструктуры и инноваций в последующие пять лет, заявил министр. В дополнение к этому к 2021 году будет выделено дополнительно 2,2 миллиарда фунтов стерлингов на научно-исследовательскую деятельность.
Особое внимание министр уделил развитию транспортной инфраструктуры, железнодорожного сообщения, телекоммуникационной отрасли и строительству жилья. Он отметил, что, несмотря на прогресс в области строительства жилья, достигнутый в предыдущие годы, многие британцы не могут позволить себе собственное жилье по причине его высокой стоимости.
Правительство создает новый фонд в размере 2,3 миллиарда фунтов для инвестиций в жилищную инфраструктуру. Предполагается, что на эти средства в различных регионах Великобритании будет создаваться необходимая инфраструктура для строительства до 100 тысяч новых домов. Кроме этого, из бюджета будет выделено дополнительно 1,4 миллиарда фунтов стерлингов, чтобы возвести 40 тысяч домов. Также государство намерено оказывать поддержку квартиросъемщикам и покупателям жилья.
На развитие транспортной инфраструктуры, а именно английской локальной транспортной системы, будет выделено дополнительно 1,1 миллиарда фунтов стерлингов. Именно хорошо развитая транспортная система будет способствовать увеличению производительности и эффективности, считает Хаммонд. Департамент транспорта в ближайшие недели представит соответствующий проект.
Великобритания должна стать мировым лидером в области 5G-технологий, отметил министр. Поэтому в развитие инфраструктуры цифровых технологий будет инвестировано более 1 миллиарда фунтов. В апреле 2017 года компаниям, развивающим оптоволоконную инфраструктуру, будет оказана поддержка в виде полного освобождения от налога на арендую плату (бизнес-тариф, business rate) сроком на 5 лет, заявил министр.
НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА
Представление первого проекта бюджета после референдума о Brexit не обошлось без сюрпризов. Во-первых, с самого начала новый министр финансов нарушил многолетнюю традицию казначейства - вынес документ не в знаменитом красном чемоданчике, а в небольшой зеленой папке. Как объяснили источники, близкие к минфину, это связано с тем, что министр представил предварительный мини-бюджет, а не полную версию финансового документа.
Во-вторых, Хаммонд под занавес своего выступления объявил об изменении процедуры представления бюджета в будущем. "Это мое первое "Осеннее заявление" в качестве канцлера. После тщательного рассмотрения и детального обсуждения с премьер-министром, я решил, что оно также будет моим последним. <...> Ни одна из крупных экономик в мире не делает сотни налоговых изменений два раза в год, не должны и мы", - сказал он, добавив, что правительство решило изменить существующий формат представления бюджета весной и осенью.
Дело в том, что минфин Британии, начиная с 1975 года, дважды в год представляет два проекта бюджета - весной и осенью, - а также два экономических прогноза в год.
Начиная со следующего года, минфин будет представлять бюджет осенью, объявляя о налоговых изменениях заблаговременно до начала нового налогового года. Весенний доклад сохранится, но не будет содержать существенных фискальных изменений, пояснил министр.
"Если будут необходимы неожиданные изменения в экономике, то я, конечно, объявлю их в весеннем заявлении. Но я не буду вносить значительные изменения два раза в год только ради самого заявления", - сказал Хаммонд.