МОСКВА, 7 дек – ПРАЙМ. Махачкалинский морской торговый порт (ФГУП "ММТП") может полностью прекратить перевалку казахстанской нефти с 1 января 2017 года.
О возможном прекращении транзита казахстанской нефти через порт Махачкалы стало известно из письма (есть в распоряжении редакции) вице-президента "Транснефти" Сергея Андронова заместителю директора "КазТрансОйл" Болату Отарову. Как следует из документа, в связи с подключением грузопотока Баку-Тихорецк в грузопоток малосернистой нефти с 1 января 2017 года через Махачкалинский порт можно будет транспортировать нефть только с содержанием серы 0,6% (сегодня этот показатель вдвое выше).
Андронов отмечает, что если "КазТрансОйл" не готова обеспечить указанное качество нефти, то "Транснефть" может перенаправить данный грузопоток по маршруту "Атырау - Самара".
Ранее услугами ММТП по перевалке ранее пользовались не только казахские компании, но и ЛУКОЙЛ и работающие в Туркменистане Dragon Oil и Mitro International. "Сейчас они направили свои объемы в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан и казахстанскую нефть сорта "Бузачи" уже нечем компаудировать, чтобы получить хотя бы сорт Urals. Сейчас обсуждаем вопрос с казахстанскими коллегами о возможности улучшения качества сдаваемого ими сырья как по сере, так и по плотности - по парафину", - пояснили в "Транснефти".
"Подобных ограничений по содержанию серы в нефти нет других регионах России", - парирует источник в АО "Дагнефтепродукт", управляющем нефтяным терминалом порта. К тому же, по его словам, маршрут через Атырау и Самару в четыре раза длиннее, чем через Махачкалу.
Собеседник предполагает, что реальная причина такого шага может заключаться в том, что давние и претензии "Транснефти" к работе "Дагнефтепродукта" и систематическим хищениям нефти там так и остались неудовлетворенными. "Транснефть, видя, что проблема не решается, просто нашла повод как минимизировать присутствие в Махачкале", - допускает он.
О больших потерях нефти при перекачке из резервуаров "Дагнефтепродукта" в систему "Транснефти" компания заявляла не один раз. Напомним, в начале июня этого года компания подсчитала, что вместо нормативных 0,2% потери составляют 1,5%; также из резервуаров "Дагнефтепродукта" выходит нефть с повышенным содержанием воды. Тогда "Транснефть" выпустила официальное заявление о том, что продолжение хищений будет грозить переориентацией потоков каспийской нефти в порты Грузии и Азербайджана.
"Криминальная обстановка на АО "Дагнефтепродукт" и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащую государству. Закрытие, а как следствие, и потеря транзитного канала приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как БТД и порты Грузии", - говорилось в сообщении компании.
Вслед за "Транснефтью" претензии к работе "Дагнефтепродукта" высказали нефтяные компании. В конце июня компании Dragon Oil (ОАЭ) и Mitro International (Австрия), добывающие нефть в Туркменистане, заявили, что ведут переговоры о доставке нефти в Новороссийский морской торговый порт из-за ситуации на "Дагнефтепродукте". Как ранее сообщила "Транснефть", в мае 2016 года АО "Дагнефтепродукт", приняв пять тысяч тонн туркменской нефти, вообще отказалось сдать этот объем в систему "Транснефти" и пыталось принудить владельцев нефти подписать акт по формированию "мертвых" остатков в резервуарах нефтебазы.
В ММТП в связи с планами "Транснефти" высказали обеспокоенность возможным падением грузооборота из-за ухода казахстанских нефтяников из порта. "Потеря перевалки нанесет серьезный ущерб финансовому положению всего порта, в руководстве этим очень обеспокоены", - прокомментировал официальный представитель порта Алик Абдулгамидов.
Уход казахстанских нефтяных компаний может серьезно повлиять и на бюджетные доходы республики. Перевалка казахстанской нефти является основным, и практически единственным объемом работ для ММТП и "Дагнефтепродукта" в течение последних 15 лет.
"Для ММТП и "Дагнефтепродукта" потеря перевалки казахстанской нефти катастрофична. Самое страшное, что исчезнут почти 2 000 рабочих мест, а за этими сухими цифрами стоят живые люди", - отмечает источник на нефтяном терминале.
Обеспокоенность судьбой коллектива также подтверждает Абдулгамидов: "Мы очень надеемся, что те люди, от кого зависит решение вопроса, найдут какое-то решение".
Получить комментарии от представителей "КазТрансОйл" оперативно не удалось. Получить комментарии от руководства "Дагнефтепродукта" также не получилось – действующий, по данным сайта компании, гендиректор "Дагнефтепродукта" Саид Абдулаев заявил, что в компании он больше не работает. От комментариев по вопросам о новом руководителе и о перспективах работы предприятия он отказался.