МОСКВА, 16 дек – ПРАЙМ, Григорий Черагин. 3 декабря состоялся матч под одной из самых громких вывесок современного футбола – "Барселона" принимала мадридский "Реал". Несмотря на многообещающее дерби, команды показали скучную игру, разойдясь ничьей (1-1).
При этом, матч вызвал нешуточную реакцию именно у российской аудитории. Однако реакций касалась не самой игры, а ее трансляции. Точнее, отсутствия трансляции в сетке всех российских спортивных каналов: ни один из них так и не показал матч в прямом эфире.
"Сейчас мы находимся на стадии переговоров с испанской лигой, но они просят немало", - пояснила уже на этой неделе генеральный продюсер канала "МатчТВ" Тина Канделаки.
Как показывает анализ, с руководителем спортивного канала трудно не согласиться и цены прав на футбольные трансляции действительно достигли необоснованно высокого уровня. По данным TVbytheNumbers и Sportsmediawatch, продажа прав на трансляции всего европейского футбола принесет правообладателям в 2016-17 гг. около 11,4 млрд евро. Это сопоставимо с годовым оборотом таких крупных российских компаний как ГМК "Норильский никель" или "Башнефть".
Большая часть этого "пирога" – 37% приходится на английскую премьер-лигу (АПЛ), рынок продажи прав в которой достиг 4 млрд долларов. 2 млрд евро получает УЕФА за показ Лиги чемпионов и Лиги Европы, это 18%, что в два раза меньше АПЛ. 15% или 1,7 млрд остается за испанской ЛА Лигой. Порядка 3,2 млрд евро делят между собой остальные лиги. Для сравнения, в год образования АПЛ (1992 г.) стоимость ТВ-прав составляла 20 млн евро, через пять лет они равнялись уже 120 млн, а ещё через 10 – 780 млн.
Стремительный рост доходов от телевидения обусловлен ростом цена для подписчиков платных трансляций, а на определённых этапах и некоторым повышением стоимости самого футбольного контента. По уровню проникновения платных футбольных телеканалов Англия является бесспорным европейским лидером. Сейчас он составляет более 65%, а в 2005 году он был равен около 50%. Непосредственно подписка на пакеты, в зависимости от их комбинаций, для жителя Британии обходится в 15-65 фунтов в месяц.
Если смотреть цену за матч, то одна игра АПЛ обходится в 10,5 млн евро, еврокубки в 6 млн, испанская лига стоит 4,4 млн за матч. Основой у большинства чемпионатов является именно "домашний рынок". 6,7 млрд евро европейские лиги (топ-20) зарабатывают "у себя дома", это более 71%. Англия получает в Британии 60% выручки, а Испания генерирует "дома" 61%. Это единственные страны ниже "линии тренда", то есть интерес к лигам, которых в мире выше среднего. Но даже они получают из-за рубежа менее 50%.
Что касается международных продаж, на них европейские лиги заработали 2,6 млрд евро. 1,6 млрд из этого, более 61% также заработала АПЛ. ЛА Лига заработала еще 611 млн (24%). Получается, что на английско-испанскую долю приходится более 85% всех международных продаж европейского футбола.
Впрочем, уже в следующем году доходы лидеров от продажи прав трансляций могут существенно снизиться. Представители SkySports, одного из главных спортивных каналов всей Европы, заявили о рекордных падениях рейтинга сразу на 19%. И виновато в этом не столько снижение интереса к футболу, сколько пираты, которые нередко организовывают собственные трансляции. Этим спешат воспользоваться рядовые болельщики, не готовые платить за то, что можно получить бесплатно. Лиги в свою очередь восполнения выпавших доходов вынуждены в очередной раз повышать свои расценки, что ожидаемо приводит к снижению легального спроса.
“Стоит признать, что люди обожают все, что связанное с футболом, но не смотреть сам футбол”, - пошутил один из главных спортивных журналистов Великобритании Кен Эрли.
Эксперты опасаются, что искусственное раздувание цен может привести к тому, что к началу второго десятилетия ни один канал не согласится заплатить и четвертую часть нынешнего гонорара, что напрямую отразится на качестве трансляций, доходах клубов, футболистов и уровню игры.
Падение спортивных трансляций за последний квартал наблюдается практически во всем мире, признает Павел Алексеев, руководитель направления национальной дистрибуции Discovery Channel.
В этом году эксперты списали снижение рейтингов спортивных трансляций в Северной Америке на сверхпопулярные дебаты между Трампом и Клинтон, а в Англии – на хорошую погоду, которая спровоцировала общее падение интереса к просмотру телевизора.
"На мой взгляд, спортивные телевизионщики не понимают одного. 60 лет назад футбол и другие виды спорта показывали точно также, как и сейчас, зритель давно привык к стандартной картинке. Ему надоело платить гигантские деньги за то, что он видел тысячу раз, когда всего в одном клике от него десятки эпизодов новых сериалов, доступ к социальным сетям или шлемы виртуальной реальности, бьющие все рекорды продаж”, - резюмирует Павел Алексеев.
По мнению эксперта, падение рейтингов телевизионных трансляций связано с бурным всплеском популярности интернета, отчего продюсерам телеканалов придется искать новые пути решения: они будут вынуждены снижать плату для подписчиков и создавать новые бизнес модели для выхода из кризисной ситуации.