Ликвидацией незаконных свалок мусорных отходов уже в 2017 году должен заняться "народный контроль", а следить за транспортировкой мусора планируется с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС. Сейчас каждый житель России ежегодно производит 350-400 кг отходов, а ежегодный экономический ущерб от мусора составляет 6% ВВП РФ. Чтобы мусора стало меньше - нужно внедрять новые технологии вторичной переработки
МОСКВА, 28 дек - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Бизнес на мусоре является абсолютно легальным и выгодным. Какие бы кризисы не сотрясали экономику, мусорить люди не перестанут никогда. Однако проблем в этой области едва ли не больше, чем количества отходов, а их ежегодно в России накапливается десятки тонн. Главные проблемы - это незаконные свалки и использование устаревших технологий, из-за чего страдает экология.
Предложение Минприроды ввести с 2017 года систему "народного контроля" за ликвидацией незаконных свалок мусора, а также использование ГЛОНАСС для контроля над перевозкой отходов вне зависимости от класса опасности имеет определенный смысл, но не решит проблему в целом, считают эксперты.
"Бесспорно, обе новации имеют право на существование, более того, «народный контроль» уже действует. Люди буквально «бомбят» жалобами различные инстанции по поводу незаконных свалок, которых развелось огромное количество", - говорит руководитель токсической программы "Гринпис" Алексей Киселев.
Что касается ГЛОНАСС, то «маячки» на машинах действительно могут предостеречь ряд нерадивых водителей от того, чтобы выбрасывать мусор в неположенном месте. Но это все равно будет происходить, пока не все компании, занимающиеся вывозкой мусора, лицензированы - они работают "в черную", не заключая договоров, и поэтому их невозможно отследить. Территория России большая, а криминальный перевозчик мусора всегда сможет сделать так, чтобы на несколько часов исчезнуть, считает эксперт.
В свою очередь, директор центра энергосбережения и энергоэффективности,
экологического и энергетического аудита Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Леонид Примак уверен, что внедрение ГЛОНАСС - значимый шаг в создании инфраструктуры ликвидации существующих и профилактики образования новых несанкционированных свалок.
"Этот «волшебный пинок» даст возможность руководству компаний, вывозящих твердые коммунальные отходы (ТКО), мусор решить ряд типичных проблем: разгрузка в ближайшем лесу, а не на полигоне, сливы и недоливы топлива, «левые» рейсы, накрутка пробега, хищение дорогостоящего груза, аварийное вождение и другие нарушения", - считает он.
Спутниковый мониторинг, по мнению Примака, позволяет устранить эти проблемы и влияние человеческого фактора, независимо от размера автопарка и специфики его использования. Работа автопарка в этой отрасли станет прозрачной, контролируемой и понятной, в том числе, для органов государственной власти и управления.
По его мнению, важно вести разъяснительную работу и ужесточить наказания за блокировку меток системы мониторинга - от штрафов, приостановления действия и изъятия лицензий, до уголовного преследования нарушителей и ареста специального транспорта. Общественному контролю и наведению порядка будет способствовать доступ к данным о маршрутах всех мусоровозов в свободном доступе в интернете - тогда можно будет легко отследить, чей автомобиль, кто его оператор, какой у него официальный маршрут и расходится ли он с реальным.
Власти давно пытаются упорядочить ситуацию в сфере сбора мусора, в том числе, путем лицензирования организаций, занимающихся его вывозом. С 1 июля 2016 года без лицензии деятельность по вывозу мусора незаконна и облагается штрафом. По словам главы Минприроды Сергея Донского, в настоящее время министерство уже выдало 12 тысяч лицензий.
Кроме этого, в России уже давно пытаются наладить раздельный сбор отходов, но пока без особого успеха. По мнению экспертов, причина этого - недостаточная разъяснительная работа среди населения. Важно объяснять подробно, считают они, почему нужно железные банки класть в один контейнер, бумагу и картон в другой, а пищевые отходы в третий. В Европе это общепринятая практика, и люди сортируют мусор буквально "на автомате". Власти поощряют сознательность в этом вопросе. Так, например, в Швеции действуют налоговые льготы для фирм, ремонтирующих бытовую технику, чтобы люди ее не выбрасывали. Если же человек починил ее сам, то он вправе требовать налоговый вычет.
По мнению эксперта "Гринпис", один из путей - развитие пунктов приема бытовых отходов. Сейчас таких пунктов в России очень мало и, в отличие от свалок, на них не распространяются субсидии и дотации, поэтому бизнес держится на грани рентабельности. При этом расширяется число мусоросжигательных предприятий и полигонов, которые наносят вред экологии.
Глобальная задача - чтобы мусора становилось меньше в масштабах всей страны, подчеркивают эксперты. Для этого необходимо внедрять технологии вторичной переработки, которых сейчас практически нет. В результате каждый житель нашей страны ежегодно производит 350-400 кг отходов, а в год по стране это 80 млн тонн, отмечает Киселев.
Государство планирует форсировать внедрение технологий в сфере переработке отходов. В начале декабря глава УК "Роснано" Анатолий Чубайс сообщил, что корпорация намерена реализовать проект по переработке мусора совместно с "Ростехом", не исключено привлечение и других участников. В настоящее время также определяются потенциальные землеотводы для строительства 7-10 заводов в Московском регионе. Причем речь идет не о покупке западного оборудования, а о локализации его производства в России.
"Бизнес на мусоре легален, вечен, и фантастически выгоден", - подчеркивает Леонид Примак. В то же время, по его словам, сейчас практически все "мусорные" операторы работают с нарушениями. Мусоровозы вместо полигона могут "заезжать буквально за угол" и сваливать там мусор. "Чтобы оценить масштаб проблемы, даже далеко ехать не надо: на полпути до города Видное находится такая самодельная свалка. И это проблема всех без исключения муниципальных образований. В результате Россия буквально "задыхается" от мусора и отходов", - говорит он.
По словам Примака, максимальную выгоду мусорный бизнес приносит компаниям, сумевшим замкнуть логистическую цепочку и присутствовать на всех четырех этапах технологического цикла: вывозить, сортировать, депонировать и перерабатывать. Эта бизнес-модель предоставляет возможность на каждом этапе получать добавочную стоимость. Однако на сегодняшний день таких компаний единицы, а более 50% игроков рынка присутствуют лишь на одном этапе, не вкладывая в технологии и развитие новых направлений.
До тех пор, пока ситуация с переработкой мусора не изменится, его количество будет только нарастать и нести вред окружающей среде и экологии. По оценке, озвученной президентом РФ Владимиром Путиным на заседании Госсовета, ежегодный экономический ущерб от загрязнения воздуха достигает 6% ВВП РФ. С учетом последствий для здоровья человека речь идет уже о 15% ВВП.