Алексей Макаркин, заместитель директора Центра политтехнологий
МОСКВА, 12 янв - ПРАЙМ. Обвинение России во вмешательстве в избирательную кампанию не было для Трампа неожиданностью. Это консолидированная позиция трех американских спецслужб - ЦРУ, ФБР и АНБ, и никакой американский политик не может эту позицию игнорировать. Поэтому Трамп не мог не признать существование проблемы. Республиканцы отступили на запасные позиции по этому вопросу, сказав, что если вмешательство и было, то это не повлияло на результат выборов. И перевели критику на демократов, которые недостаточно внимательно отнеслись к обеспечению безопасности информации. Вообще эта тема для Трампа неприятна, потому что ограничивает возможности маневра в отношениях в Россией, но не опасна для него как для избранного президента, который вот-вот вступит в должность.
Появившаяся в СМИ информация о наличии у России на него компромата - была для Трампа куда более неприятна, но как для частного лица, а не будущего главы государства. Эта история, по факту, основана на слухах, но она заставила Трампа выйти из себя.
Возможно этот вброс - дело рук спецслужб. Там много людей, которые относятся к Трампу откровенно неприязненно и не хотят видеть его в качестве президента. Если бы эта информация появилась после его вступления в должность, это ничего бы не изменило. Потому что ни одного свидетельского показания не представлено. Хотя, конечно, с Трампом сложилась несколько парадоксальная ситуация - он еще не вступил в должность, а в прессе уже обсуждается возможность его импичмента. Импичмент требует серьезного доказательного уголовного обвинения. Такие обвинения могут строиться на неожиданных фактах, но в любом случае должны быть подкреплены серьезной доказательной базой. А на данный момент никто не может доказать, что компромат на Трампа есть, но и он не может доказать, что такого компромата нет.
Эта история направлена не только на то, чтобы просто вывести Трампа из себя, но и чтобы еще больше связать его с Россией. Теперь, если Трамп будет делать какие-то шаги по улучшению отношений с Россией, все будут вспоминать, что какая-то "мутная" история этому предшествовала. Что, может быть, он действует не самостоятельно, а под давлением. Вся его будущая политика будет рассматриваться с этого ракурса. С учетом того, что Америка расколота этими выборами, и половина избирателей голосовала против него, понятно, что для противников Трампа это дополнительный аргумент.
Поэтому, несмотря на отсутствие каких-либо доказательств, возможности Трампа на одном из важнейших направлений - в развитии отношений с Россией - ограничены. Он постоянно должен будет оглядываться, ожидать обвинений. Скорее всего, в первую очередь после инаугурации он сосредоточится на вопросах, которые никак не связаны ни со скандалами, ни с Россией, но важны для внутренней политики и рядовых американцев - например, отмена реформы здравоохранения Обамы, планы установки стены на границе с Мексикой и так далее. Во внешней политике трамповские республиканцы будут стремиться перенести центр внимания на отношения с Китаем, показать, что Китай является главной проблемой для Америки. Трамп уже начал развивать эту тему.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.