МОСКВА, 16 янв - ПРАЙМ. Минфин и Минэкономразвития РФ обсуждают, как увеличить адресность социальной поддержки, и одна из мер – постепенно заменить льготную ставку НДС поддержкой малоимущих, сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на четырех федеральных чиновников.
НДС по 10%-ной льготной ставке взимается с основных продуктов питания (за исключением деликатесов), товаров для детей, книг, учебников и лекарств. Осенью Минфин на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова предлагал поднять ставку в 2017 году до 12%, с 2019 года увеличивать ее на 2 п.п., пока она не сравняется с нельготной в 18%, а наиболее неимущим выдавать пособие в 1,5 тысячи рублей в месяц.
В Минфине отмена 10%-ной льготы по НДС сейчас детально не обсуждается, сообщил изданию его представитель. Льготу все же можно оставить - для некоторых продуктов и школьной формы, предлагает неназванный федеральный чиновник. А чтобы ввести адресные субсидии, нужно создать базу данных о домохозяйствах, признает чиновник, провести пилотный проект в отдельных регионах и только потом отменять льготу. Механизм прорабатывается в финансовом блоке правительства, знает один из чиновников, ни социальный, ни инфляционный эффект Минфин пока не просчитывал.
Федеральный чиновник считает, что льгота дорого обходится бюджету - около 150 миллиардов рублей в год. По данным налоговой службы, 5% плательщиков НДС пользуются льготой. Кроме того, два чиновника сообщили изданию, что при обсуждении отмены льготной ставки чиновники ссылаются на ее неэффективность. Увеличить адресность поддержки и отказаться от неэффективных налоговых льгот требовал президент РФ Владимир Путин.
Эксперты, опрошенные изданием, неоднозначно отнеслись к подобной инициативе. По оценке Научно-исследовательского финансового института, чтобы дотянуть расходы бедных домохозяйств до прожиточного минимума, нужно менее 1% ВВП, а чтобы не было бедных семей с детьми – менее 0,5% ВВП. Льгота не способствовала снижению бедности, но даже постепенное повышение льготной ставки приведет к серьезному росту цен, считает директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова.
Экономическая теория показывает, что в большинстве случаев бюджетная субсидия эффективнее особого налогового статуса, отмечает главный экономист компании "ВТБ Капитала" Александр Исаков. Но компенсировать отмену льготы адресной помощью сложно, предупреждает директор Института социального анализа и прогнозирования Татьяна Малева. Администрировать адресную помощь дорого, предупреждает директор Deloitte Василий Марков. Впрочем, сами чиновники уповают на технологии big data и информационные ресурсы налоговиков.