Артур Бойко, эксперт Центра политического анализа ИГСО
МОСКВА, 17 янв - ПРАЙМ. Предложения Украины по рестуктуризации долга не устраивают Россию, так как нам предлагаются условия, по которым обслуживаются коммерческие, но не суверенные кредиты. По оценке МВФ, около 93 процентов от этой суммы - примерно 2,94 млрд долларов - нуждается в рестуктуризации, то есть наш бюджет может рассчитывать на выплату лишь 210 млн долларов, исходя из предложенных вариантов.
Сегодня, 17 января, в Лондоне начинается суд по долгу Украины перед Россией на 3 млрд долларов. Первое заседание продлится три дня, до 20 января. Суд рассматривает иск в ускоренном порядке.
Возможное решение Лондонского суда в пользу России дополнительно приблизит Украину к ситуации дефолта и еще больше ослабит ее позиции в дальнейших переговорах с МВФ и другими международными организациями. Ввиду глубокого кризиса в экономике и дефицита бюджета, отказаться от международной помощи наш сосед не имеет возможности. Поэтому России следует действовать одновременно на двух фронтах - продолжать отстаивать национальные интересы в судебном порядке, но и не "закрывать дверь" перед прямыми договорами с властями Украины, так как полный отказ от выплаты долга доставит Украине больше проблем в долгосрочной перспективе, чем его урегулирование в том или ином виде.
Россия осуществила первый транш в размере 3 млрд долларов Украине в конце 2013 года в рамках 15-миллиардного кредита, выданного в качестве "компенсации" за отказ от подписания договора о евроинтеграции. После свержения Виктора Януковича новая украинская власть отказалась признавать долг, сочтя его "политической взяткой" бывшему президенту.
По мнению бывшей главы украинского министерства финансов Натальи Яресько, кредит можно считать коммерческим, так как он возник при операциях с еврооблигациями. Россия же, как и руководство МВФ, считает долг суверенным, государственным, то есть обязательным к погашению в первую очередь. Средства были выделены из Фонда Национального благосостояния, который был предназначен для выплат государственных социальных обязательств перед населением. Переговоры ни к чему не привели, и еще 31 декабря 2015 года Министерство финансов РФ констатировало дефолт обязательств по украинским облигациям.
Необходимо понимать различие между победой в суде и фактическим погашением задолженности. Еще весной этого года Рада ввела бессрочный мораторий на выплату внешних долгов. В дополнение к этому существуют существенные ограничения на арест государственных активов за рубежом.
Несмотря на отмену запрета на помощь странам, объявившим дефолт, Международный Фонд полностью так и не перевел обещанные Украине 10 млрд долларов. Проходящий в Лондоне Высокий суд решит судьбу не только 3 млрд долларов долга перед Россией, но и перспективу получения 10 млрд долларов в качестве нового кредита от МВФ.