МОСКВА, 19 янв - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Заявления Шувалова о возможной скупке властями валюты на рынке - не более чем словесные интервенции, чтобы повлиять на невыгодное для российской экономики ослабление рубля, считают эксперты. Однако это может лишь незначительно отразиться на курсе национальной валюты в краткосрочном периоде, поскольку не подкреплено фундаментальными факторами. Участники рынка будут ждать от ЦБ и Минфина дальнейших разъяснений и действий, и уже с их учетом выстраивать тактику операций на валютном рынке.
В ходе торгов четверга рубль потерял около 40 копеек против доллара и евро, однако затем отчасти восстановил потери. Если в середине дня биржевой курс доллара поднимался выше отметки в 60 рублей впервые за последнюю неделю, то уже к вечеру, по итогам основной валютной сессии на Московской бирже, составил 59,86 рубля. Курс евро на 19:00 мск составил 63,52 рубля.
Поводом для ослабления российской валюты в течение дня стали заявления первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что власти РФ намерены снижать волатильность курса рубля, покупая валюту на рынке. Банк России при этом официально заявил, что отходить от режима свободного курсообразования не планируется - ограниченные интервенции будут проводиться только в целях бюджетной политики. С учетом того, что дополнительные нефтегазовые доходы бюджета пойдут на покупку валюты, а не будут потрачены, это даже стабилизирует рубль.
Влияние заявления Шувалова на курс рубля будет краткосрочным и минимальным, уверены эксперты. По словам аналитика "Открытие Брокер" Андрея Кочеткова, на текущий момент у российской валюты нет существенных поводов для ослабления. "Рубль является одной из самых высокодоходных валют мире при ставке ЦБ РФ 10,0% и инфляции в 5,4% на конец декабря. В начале года существенной потребности в использовании резервного фонда нет, поэтому Минфин также не оказывает какого-либо существенного давления на курс", - уточняет он.
В последнее время укрепление российской валюты было не совсем справедливым, отмечает аналитик "Нордеа Банка" Денис Давыдов. "По рынку нефти не было фундаментальной поддержки, на рубль больше влияли локальные факторы - налоговый период, продажа валюты экспортерами, геополитический позитив и размещение Минфином ОФЗ на 43 млрд рублей. Справедливой была бы цена 60-61 рубль за доллар", - считает он.
В этой ситуации, по мнению экспертов, мы наблюдаем типичные "вербальные интервенции", призванные снизить излишнее для экономики и бюджета укрепление рубля. "Его ослабление значительно снизило бы нагрузку на правительство в части бюджетной проблемы, конкурентоспособности. Вербальные интервенции дают возможность «подвинуть» рынок в нужном направлении, задать вектор", - говорит управляющий директор БКС Ультима Станислав Новиков.
Длительная тенденция к укреплению рубля негативно воспринимается в секторе металлургии, производства удобрений и других экспортных направлениях. В Минпромторге считают, что на экспорте российских товаров легкой промышленности и продуктов может негативно отразиться снижение курса американской валюты уже до 55 рублей за доллар. Кроме того, по словам Шувалова, чрезмерная волатильность рубля бьет по экспортерам, не давая им планировать бизнес.
При этом дорогой рубль - возможность приобретения валюты в золотовалютные резервы страны. Несколько месяцев назад представители ЦБ РФ предупреждали о том, что могут вернуться к пополнению ЗВР при цене на нефть 56-57 долларов за баррель и курсе доллара ниже 60 рублей. "Конечно, текущие ЗВР заметно ниже, чем 3-4 года назад. Однако непосредственной необходимости в ослаблении рубля нет. Бюджет 2017 года сверстан из расчета 2700 рублей за баррель нефти, а текущая цена находится ближе к значению 3300 рублей", - рассуждает Кочетков.
Кроме того, Шувалов своим заявлением де-факто обозначил нижнюю границу ценового коридора для курса рубля, что должно ограничить приток спекулятивного капитала в российскую валюту, считает директор группы компаний UCP Андрей Марченко. "Одновременно с этим российские активы продолжают оставаться привлекательными, а нефтяные котировки - довольно стабильными. Есть определенные перспективы геополитического позитива. Поэтому можно ожидать постепенной замены спекулятивного капитала на долгосрочный и более качественный капитал, так называемые «smart money», что однозначно более ценная история для российской экономики", - добавляет он.
Теперь внимание рынка приковано к дальнейшим шагам ЦБ. Не стоит ожидать активных действий регулятора в интересах бюджета - за последние годы он наглядно продемонстрировал приверженность к самостоятельному курсообразованию, считает Давыдов. "Есть мнение, что при нынешних ценах на нефть для экономики лучше 60-65, чем 55. Основные бенефициары слабого рубля - нефтяные и металлургические компании, они же главные налогоплательщики и работодатели, хотели бы видеть более комфортные для себя уровни и будут активно пытаться влиять на повестку работы Минпромторга и Минэкономики", - отмечает он. Скорее всего, считает Давыдов, определенный защитный механизм будет разработан, но "сделать это надо аккуратно, чтобы у рынка было понимание, что это не управление курсом, а форма защиты бюджета и компаний".
"Рубль не будут целенаправленно ронять и ослаблять, ему просто не дадут укрепиться, если это укрепление сочтут чрезмерным, поскольку колебания от 50 рублей за доллар к 70 и обратно - это плохо для всех отраслей экономики", - уверен главный аналитик УК "Альфа-Капитал" Владимир Брагин. По его мнению, даже если интервенции из "вербальных" превратятся в реальные, то в заявленном масштабе они просто сгладят излишнюю волатильность российской валюты.