МОСКВА, 24 янв - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Заявления президента Белоруссии Александра Лукашенко о необходимости поиска альтернативных источников поставок нефти - не более чем ход в переговорном процессе, уверены эксперты. Таким образом он пытается повернуть переговорный процесс по нефти и газу в свою пользу. Рано или поздно компромисс будет достигнут, однако с учетом зависимости Белоруссии от поставок российских энергоносителей, уйти от которой в обозримом будущем не удастся, особых оснований для уступок у Москвы нет.
Белорусский лидер поручил в новом году найти альтернативу российской нефти на фоне сокращения поставок. По итогам прошлого года поставки "черного золота" из РФ сократились на 20,3% по сравнению с 2015 годом - до 18, 148 млн тонн нефти, согласно отчету российского ФГБУ "ЦДУ ТЭК". В то время, по утвержденному ранее Москвой и Минском нефтяному балансу, в 2016 году Белоруссия рассчитывала на импорт 24 млн тонн, что обеспечивало 100% загрузку двух белорусских НПЗ - "Мозырский НПЗ" и "Нафтан". Как сообщил в январе журналистам первый вице-президент "Транснефти" Максим Гришанин, в I квартале график экспорта российской нефти в Белоруссию предусматривает поставки 4 млн тонн против запланированных ранее 4,5 млн тонн.
Минск в прошлом году также объявил о намерении повысить тарифы на транзит российской нефти по территории Белоруссии в октябре на 50 процентов. Затем размер планируемой индексации был снижен до 20,5 процентов - эта тема стала предметом переговоров почти под Новый год. Как сообщил в конце декабря советник президента "Транснефти" Игорь Демин, 23 декабря белорусским трубопроводным компаниям были направлены предложения по размеру тарифа на прокачку нефти в 2017 году. Он уточнил, что "Транснефть" считает экономически обоснованным рост тарифов на прокачку нефти с 1 февраля 2017 года по трубопроводам "Гомельтранснефть Дружба" на 5,8% и "Полоцктранснефть Дружба" на 11,76%.
В итоге Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии заявило в начале января, что договоренность с ФАС России по поводу повышения тарифов на транзит нефти не была достигнута. Как сообщили в ведомстве агентству БЕЛТА, в этой ситуации "белорусский уполномоченный орган в одностороннем порядке утверждает размер тарифов на транспортировку нефти", а размер тарифа "определяется повышением действующих ставок тарифа на среднегодовой индекс потребительских цен, установленный параметрами прогноза социально-экономического развития России на 2017 год, увеличенный не более чем на 0,03".
Согласно постановлению МАРТ от 30 декабря 2016 года, ранее действовавшие тарифы на услуги "Полоцктранснефть Дружба" с 1 февраля повышены на 11,76 процента, на услуги "Гомельтранснефть Дружба" - на 7,7 процента. Причем между "Транснефтью" и первой компанией договоренность по размеру индексации все-таки была достигнута, а со второй компанией - нет. Первоначально срок действия тарифов был установлен до 31 марта. Однако 21 января МАРТ выпустил новое постановление, продлевающее действие новых тарифов на неопределенный срок.
Лукашенко просто пытается надавить на Россию, считает президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. "Ранее он уже прибегал к этому козырю, покупая нефть в Венесуэле, странах Ближнего Востока. Помимо дешевой российской нефти Минск хочет получать газ по внутрироссийским ценам, что также является предметом диалога", - напоминает он.
В 2016 год Минск в одностороннем порядке начал недоплачивать за поставленный российский газ, считая контрактную цену несправедливой. Как сообщил в конце декабря вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК, российское правительство обсуждает предложения Белоруссии по газовому вопросу и все еще ожидает оплаты образовавшегося долга в сумме 281 млн долларов.
Договоренностей по газовому вопросу на данный момент по-прежнему нет, и Россия сокращает поставки нефти, чтобы побудить партнера погасить задолженность. По мнению экспертов, Белоруссия может выбрать варианты приобретения нефти не в России. Как сообщил заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко в интервью телеканалу "Беларусь 1", обсуждаются, в частности, варианты участия белорусских предприятий в разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений Судана. Однако оценить, насколько это будет выгоднее, на данный момент сложно.
"Все упирается не в то, где купить, а как доставить. Белоруссия не имеет выхода к морю, а ближайшие порты расположены в России, Польше или Прибалтике. Можно рассматривать вариант поставки нефти танкерами в Вентспилс или другой порт, но трубопровод там не предназначен для обратной прокачки, а доставка по железной дороге обойдется недешево", - рассуждает заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Алексей Мастепанов.
Минск может договорится об определенном объеме дополнительных поставок, например, по спотовым контрактам, но как реальную альтернативу российскому "черному золоту" это рассматривать нельзя, уверен эксперт.
По словам члена комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии Рустама Танкаева, в текущих условиях Белоруссия не сможет сократить поставки нефти из РФ по экономическим соображениям. "Они получают ее по внутрироссийским ценам, которые намного ниже мировых, а транспортные затраты минимальны. На сегодняшний день Россия вне конкуренции по себестоимости добычи нефти - 2,1 доллара за баррель. Лукашенко может лишь делать вид, что получает ее откуда-то еще из политических соображений, но это принесет лишь убытки бюджету", - говорит он.
Кроме того, уточняет Танкаев, технологически белорусские НПЗ не могут конкурировать с европейскими - их продукция ценится не так дорого из-за ее более низкого качества, поэтому торговать нефтепродуктами из дорогой нефти они могут лишь себе в убыток.
В перспективе Белоруссия может несколько увеличить собственную добычу. Тем более, что недавно было открыто новое месторождение "Угольское" с запасами почти в 1,7 млн тонн нефти. Но важно понимать, когда начнется добыча на новых месторождениях и насколько она компенсирует неизбежный спад на действующих, отмечает Мастепанов. Нефть нужна Белоруссии не столько для удовлетворения внутренних потребностей, сколько для переработки и экспорта нефтепродуктов. Если будут развиваться другие отрасли экономики, зависимость от поступлений валюты от экспорта нефтепродуктов сократится.
Кроме того, НПЗ устаревают, поэтому необходимо вкладывать в модернизацию. "Но для начала следует посчитать, что выгоднее - поддерживать текущие объемы переработки или несколько снизить их, уменьшив текущие поступления, но и одновременно сократив потребность в инвестициях на поддержание работоспособности", - добавляет эксперт.
Около 10 лет назад из-за угрозы сокращения поставок нефти речь шла даже о продаже России контрольного пакета ведущего НПЗ страны "Нафтан". При этом ожидалось, что Россия примет участие в модернизации завода. "Переговоры о том, чтобы Россия помимо «Мозырского НПЗ» получила контроль и над «Нафтаном» идут давно, но ничем не заканчиваются, поскольку Белоруссия ненадежный партнер. Россия или ее предприятия не смогут нарушить "суверенитет" Белоруссии на ее территории. В этой ситуации контрольный пакет обоих НПЗ - фикция, так как все решения принимает Лукашенко", - полагает Танкаев.
Эксперты полагают, что серьезных уступок со стороны России в условиях продолжающихся переговоров ждать не следует. Как отмечает Танкаев, "наши специалисты знают, что Белоруссия не заменит российскую нефть, поэтому не обращают внимания на заявления Лукашенко". Однако компромисс, уверен Мастепанов, произойдет, поскольку на данный момент стороны заинтересованы в выполнении действующих нефтегазовых соглашений.