МОСКВА, 30 янв - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Маркировка лекарственных препаратов спецкодами, которую пока решено принять в качестве пилотного проекта на добровольной основе, поможет в борьбе с фальсификатом. Однако эксперты прогнозируют, что новация может увеличить стоимость препаратов, особенно в низкой ценовой категории.
Новая автоматизированная система должна позволить потребителю отслеживать все этапы движения продукции от завода до прилавка с помощью специального прибора-сканера в аптеке или со смартфона. Старт этому проекту дал подписанный премьером Дмитрием Медведевым указ.
В течение года, который станет тестовым периодом, участие в системе электронной маркировки будет добровольным. Первые итоги подведут 1 декабря 2017 г. Затем будет принято решение об обязательной маркировке для всех участников рынка.
Эксперты признают, что мера действительно окажется эффективной для борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией в системе торговли лекарствами, но оценивают ее уровень на данный момент как невысокий. "Одна из целей программы - как раз обезопасить покупателей от приобретения фальшивых лекарственных препаратов. Но здесь нужно отметить, что у нас и сейчас нет серьезных проблем с этим. У нас один из самых низких оборотов фальшивых лекарственных препаратов в мире", - говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Власти РФ не ожидают роста цен на лекарственные препараты из-за введения новой электронной маркировки. "Будет обеспечена защита от контрафактного оборота, а значит производители выиграют. За счет этого выигрыша они получат возможность убрать дополнительную наценку, которая сегодня осуществляется, чтобы закрыть риск оборота контрафактной продукции из своей цены", - пояснил вице-премьер Аркадий Дворкович.
Ранее осенью прошлого года главы Минпромторга Денис Мантуров сообщал, что обсуждается маркировка препаратов при помощи QR-кода, что достаточно дешево и не влияет на цену лекарства, в отличие от RFID-меток, применяющихся для маркировки меховых изделий. В свою очередь, Ассоциация российских фармацевтических производителей предлагала использовать более дешевые метки DataMatrix.
Гендиректор DSM Group также не видит причин для заметного подорожания лекарств из-за введения маркировки. "Такие опасения пока не имеют серьезных оснований", - уверен он. По словам Шуляка, главная цель этой инициативы - упорядочить закупки препаратов, в том числе по госпрограммам, чтобы потом можно было применять систему по закупке и сравниванию цен, не допуская их повышения и повторной перепродажи уже оплаченных препаратов. "У нас не единожды были случаи, когда препараты, уже купленные государством, снова появлялись в продаже", - добавил он.
Однако директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович роста цен на лекарства при введении новой системы не исключает. "Опасаемся, что маркировка вызовет повышение цен, особенно в нижнем ценовом сегменте. Подобные расчеты существуют. Хорошо, что проект пилотный - это даст возможность оценить, как он будет действовать, кто будет обрабатывать информацию и какими окажутся последствия", - сказала она.
Технологии, с помощью которых предложено осуществлять маркировку, относятся к типу блокчейн, активно использующемуся сейчас на финансовых рынках, добавила Попович. "Они подразумевают, что производители следят за движением продукта, что само по себе правильно. Ведь предприятия заинтересованы в отсутствии конкурентов их продукции в виде дешевого контрафакта. Кроме того, это позволяет основную долю расходов возложить на производителя, а не на бюджет", - считает она.
Эксперты сходятся во мнении, что в России один из самых низких оборотов фальшивых лекарственных препаратов в мире. По данным Росздравнадзора, уточняет Попович, это всего 1% от оборота на рынке. При этом, по ее словам, чаще всего столкнуться с просроченными препаратами можно при покупке через интернет, тогда как в госзакупке и аптеках это редкая история. Именно с этим интернет-сегментом, подчеркивает эксперт, следует разбираться более тщательно.
По словам Дворковича, новый механизм должен затронуть около 350 участников рынка - производителей, дистрибьюторов и аптечных организаций. Участвовать в этой работе согласны ключевые производители лекарств в России, а также основные дистрибьюторские сети.