МОСКВА, 3 фев - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Правительство РФ продлило действие льготного тарифа в системе "Платон" до 15 апреля 2017 года. Согласно опубликованному на сайте правительства РФ постановлению, после этого момента размер платы для владельцев 12-тонников за использование федеральных трасс составит 3,06 рублей за километр, то есть, вырастет сразу вдвое.
В настоящее время тариф составляет 1,53 рубля за километр вместо изначально запланированных 3,73 рубля. Нынешний тариф является льготным - он был введен в конце 2015 года, когда система стартовала. Минтранс согласился на снижение тарифа более чем в два раза, а также временно освободил водителей от уплаты штрафов.
С марта 2016 года тариф должен был вырасти до 3,06 рубля, но по факту льгота была продлена до осени без указания какой-либо даты. О возможности ее отмены Росавтодор заговорил в сентябре прошлого года. Минтранс РФ предложил поэтапное повышение тарифов - с февраля 2017 года до 2,61 рубля за километр, с июня того же года - до 3,06 рубля за километр.
В январе этого года министр транспорта Максим Соколов сообщил, что повышение тарифа "Платона" может быть однократным со сдвижением срока. В конце января вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что средневзвешенная ставка в 2017 году будет ниже предложенной Минтрансом при поэтапном повышении тарифа. Это должно уменьшить нагрузку на бизнес.
По данным Минтранса, в 2017 году "Платон" с учетом двухэтапного повышения тарифа может собрать около 33 млрд рублей. Российские регионы в 2017 году, по данным Росавтодора, планируют построить и отремонтировать на средства системы "Платон" 31 мост.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Система "Платон" по взиманию платы с грузовиков введена 15 ноября 2015 года. Деньги идут в дорожный фонд в качестве компенсации за разрушение трасс грузовиками массой более 12 тонн. Владельцы грузовиков обязаны зарегистрировать машины в системе "Платон", установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту перед выходом в рейс. Несоблюдение правил влечет административную ответственность. Данное нововведение вначале было встречено акциями протеста не готовых к новым тарифам дальнобойщиков.
Организации имеют право уменьшить транспортный налог, начисленный с 1 января 2016 года, на плату в счет "Платона". Оператором системы является РТ-Инвест Транспортные Системы.
Все средства, собранные системой "Платон", ежедневно перечисляются в дорожный фонд страны. Он пополнился на 20,1 млрд рублей, по данным на 3 февраля. Первые средства "Платона" правительство РФ выделило в 2016 году на ремонт более 1000 км самых проблемных дорог в 40 городах и регионах, по которым ездят, в том числе, и грузоперевозчики. Среди них, в частности, Омск, Петрозаводск, Сыктывкар, Киров, Челябинск, Пермь, Волгоград, Саратов и Рязань. За счет средств от "Платона" будет также построено 7 новых мостов до конца 2018 года и отремонтировано 24 аварийных моста в этом году. По словам министра, без такого дополнительного финансирования ремонт этих мостов был бы невозможен в ближайшее десятилетие.
Конституционный суд России в мае признал соответствующим Основному закону взимание платы с дальнобойщиков в рамках системы "Платон", но исключил произвольное повышение тарифов, помимо индексации.
Власти заверяют, что повышение тарифов необходимо, чтобы система заработала в полном объеме. "Это не только фискальная нагрузка и плата за пройденные километры, это настройка логистики всей транспортной системы нашей страны, в том числе обоснованное и эффективное распределение грузопотоков по другим артериям, включая железные дороги и внутренние водные пути", - говорил Соколов.
Вопрос дифференциации тарифа для большегрузов в рамках системы "Платон" пока не стоит - все большегрузы массой 12 и более тонн должны подпадать под его действие, считают в Росавтодоре.
ВЛИЯНИЕ НА ЦЕНЫ
В начале декабря президент России Владимир Путин заявил, что решение по тарифам "Платона" должно быть взвешенным и сбалансированным, и указал на необходимость учитывать интересы малого бизнеса при повышении тарифов в системе.
Минтранс пообещал, что поручение будет выполнено в полном объеме. "Мы общаемся с различными бизнес-сообществами. Контакт у нас проходит постоянно по данному поводу: и на площадке Росавтодора, и наш общественный совет, в который входят представители малого бизнеса, и в общественной палате этот вопрос рассматривался", - говорил Соколов.
В Минтрансе также отметили, что "Платон" не оказывает существенного влияния на цены перевозимых товаров. "Транспортная составляющая для большинства перевозимых товаров не превышает 4-7%. А «Платон» даже при тарифе 3,06 рубля - это максимум десятая часть от всей этой транспортной составляющей. Получаются доли процента или несколько копеек в цене товаров. Местные продукты в регионах не возят на 12-тонниках. Даже, если просчитывать влияние платы за дороги на целую цепочку доставки при производстве одного отдельно взятого продукта, то оно не превышает десятых долей процента", - отметил глава Минтранса. Он подчеркнул, что плата государства оператору "Платона" не повысится.
В начале ноября результаты первого года работы системы "Платон" подтвердили расчеты, что она не оказывает существенного влияния на цены доставляемых товаров, говорится в сообщении Минтранса РФ. При включении в тариф на перевозку платы за ущерб дорогам изменение их стоимости возможно лишь на доли процента. При этом, отмечают в министерстве, необходимо учитывать, что транспортная составляющая в цене доставляемых товаров составляет от 5 до 10%.