МОСКВА, 17 фев - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Несмотря на отсутствие доступных парковок, автомобили в новом году продолжают расти в цене. Дешевеют пока только услуги такси. Что же касается автосалонов, только в январе, по данным аналитического агентства "Автостат", цены повысили 24 производителя.
По прогнозу заместителя директора агентства Сергея Удалова, рост цен будет продолжаться и составит в 2017 году 1-3% в месяц. Правда, уточняет он, это в первую очередь коснется наиболее востребованных россиянами комплектаций. Таким образом, по итогам года автомобили популярных моделей могут подорожать в среднем почти на 25%.
В прошлом месяце, по данным "Автостата", немецкий производитель BMW увеличил цены на модели седьмой серии от 2,6% до 8%. Концерн Mercedes-Benz повысил стоимость внедорожника GLA-Klasse на 0,3 - 2,8%. Поднялся в цене кроссовер Mitsubishi Outlander - на 3,8 - 7,1%. Подорожал и премиум-бренд Lexus, причем минимальная цена семейства LX выросла на 9,3%. Среди автомобилей Ford от 2,7% до 4,4% увеличилась стоимость Fiesta, внедорожник Explorer подорожал на 3-3,6%, а кроссовер нового поколения Kuga - на 1,3-2%.
"Корейские бренды долго держали цены сравнительно низкими, поэтому продажи у них были высокими. Однако сейчас в определенной степени они наверстывают это, плавно повышая цены. Серьезнее дорожает премиум-класс, покупатели которого быстрее адаптировались к новым реалиям. Лидеры продаж - бюджетные автомобили В-класса - дорожают в меньшей степени, поскольку их производство в значительной степени локализовано в РФ", - отмечает Удалов.
Генеральный директор компании "ПодборАвто" Денис Еременко также констатирует, что рост цен на элитные марки происходит быстрее, чем в массовом сегменте. "Например, Mercedes за последние два года подорожал на 30%, но на продажах это сказалось незначительно. Правда, у престижных брендов особая скидочная политика. Так, на люксовые модели S-класс у Mercedes скидка минимальна - производитель считает, что покупателям автомобиля за 10 млн рублей она не нужна. На более демократичный С-класс скидка достигает 300-400 тысяч рублей", - рассказал он.
Не растут в цене, уточняет Еременко, только непопулярные в России модели. Среди них такие машины компакт-класса как Kia Picanto и Daewoo Matiz. Спрос на А-класс и без того минимален, а многие бренды вовсе отказываются от продаж в России.
При этом эксперты отмечают, что повышение цен в начале года - традиционный для большинства компаний шаг, а в последующие месяцы они растут, в основном, за счет появления на рынке обновленных моделей, которые стоят дороже предыдущих версий.
ПРОДАЖИ ПАДАЮТ
При этом продажи автомобилей по-прежнему падают. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе объем продаж год к году снизился на 5% - до 77 916 штук. Однако, по мнению экспертов, не повышать цены невозможно - в противном случае производителям придется торговать себе в убыток. "Курсы валют выросли с сентября 2014 года примерно вдвое, а новые автомобили подорожали всего на 40%", - говорит Удалов.
По мнению Еременко, есть и другие причины - рост дополнительных расходов производителей, в частности, на необходимую с января 2017 года установку на все транспортные средства системы ГЛОНАСС. На этом фоне и производители, и дилеры пытаются подстегивать спрос скидками на модели прошлого года, бонусами, выгодными предложениями в trade-in.
При этом он отмечает, что модель потребительского поведения на авторынке меняется, начиная с 2015 года. Если раньше решение о покупке принималось из соображений престижа, то сейчас все чаще люди исходят из реальных потребностей. Это диктует менее частую смену авто, покупку моделей классом ниже, чем хотелось бы.
Январь и февраль, по словам экспертов, не являются показательными месяцами с точки зрения продаж. Только не раньше марта и апреля будет понятно, насколько реализован отложенный спрос, и готовы ли будут россияне менять машины на новые по текущим ценам. "Не исключено, что многие продолжат эксплуатировать старые автомобили, если те не нуждаются в значительных вложениях. Однако в целом мы наблюдаем определенную стабилизацию по продажам и ждем в текущем году их роста до 10%", - прогнозирует Удалов.
ЧТО ДЕЛАТЬ
На фоне общего снижения покупательной способности россияне все чаще смотрят на рынок подержанных автомобилей. В "Автостате" подсчитали, что по итогам прошлого года он вырос на 6% до 5,19 млн единиц. Для сравнения, по данным АЕБ, в 2016 году рынок новых авто сократился на 11% - всего было реализовано чуть более 1,4 млн машин. Подержанные автомобили продолжат конкурировать с новыми и в этом году, уверены эксперты.
Продавать или покупать машину с рук Еременко советует весной, когда спрос и предложение максимальны. "На вторичке сейчас наблюдается дефицит автомобилей в хорошем состоянии, поэтому выбрать подходящую модель сложно. Многие предпочитают ездить на хороших и не требующих вложений машинах до последнего, продавая их лишь когда состояние станет критическим", - рассказал он.
Традиционно более надежными и менее затратными в содержании считаются корейские и японские автомобили. Их конкуренты из США и Германии буквально "напичканы" дорогой электроникой, имеют сложные моторы и коробки передач, поэтому многие узлы едва доживают до конца гарантийного срока. Ремонт дорогих автомобилей начинается от 100 тысяч рублей, поэтому такой вариант подходит лишь для тех, кто готов платить за престиж.
Что касается итальянских и французских марок, то они подкупают стоимостью как на первичном, так и на вторичном рынке, но не отличаются надежностью. Так, отмечает Еременко, сейчас на вторичном рынке можно приобрести Peugeot 308 в хорошей комплектации за 450 тысяч рублей, что намного дешевле аналогов.
Тем, кто собирается покупать автомобиль на вторичном рынке нужно понимать, что цены на нем менее статичны чем в автосалоне. Они диктуются рынком и меняются буквально каждый месяц. Поэтому решение о продаже или покупке желаемого авто, советует Удалов, следует принимать, проанализировав сразу несколько факторов.
Первый из них - окончание срока гарантии. За 2-3 месяца до этого момента автомобили буквально "выбрасывают" на рынок, что снижает цену. Тогда наступает время покупки.
Также необходимо проанализировать, когда был бум продаж данной модели. Как правило, спустя 3-5 лет машины начинают выходить на вторичный рынок. "Если вы хотите трехлетку, то, возможно, следует выбрать именно ту модель, продажи которой были особенно активны три года назад", - отмечает Удалов.
По словам замдиректора "Автостата", спустя месяц после выхода на рынок большого количества подешевевших машин - их разбирают, что приводит к сокращению предложения, а цены вновь растут. Тогда наступает подходящий момент для продажи на вторичном рынке, чтобы реализовать автомобиль с максимальной выгодой.