МОСКВА, 1 мар - ПРАЙМ. Руководство РЖД обратилось в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ с просьбой компенсировать в будущем через тариф недополученный из-за замещения дорогих грузов дешевыми доход компании за 2016 год, а также сделать такую компенсацию законодательной нормой, пишет в среду газета "Коммерсант" со ссылкой на письмо главы монополии Олега Белозерова руководителю ФАС Игорю Артемьеву от 14 февраля.
Как сообщает издание, Белозеров уведомляет, что по итогам 2016 года рост доходной ставки РЖД составил 2,7%, а при определении уровня индексации тарифов на 2016 год он учитывался как 7,5%. В результате потери в доходах РЖД составили 56 миллиардов рублей, говорится в письме.
Однако на совещании 2 декабря у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева потери оценивались в 91,7 миллиарда рублей. В РЖД уточнили, что это общая сумма недополученных доходов, при этом 56 миллиардов рублей — потери в связи с отклонением роста доходной ставки из-за применения тарифного коридора, но не пояснили, почему требуют возмещения лишь этой доли потерь.
В сентябре 2016 Белозеров объяснял, что причина падения доходной ставки в том, что "было принято решение по налоговому маневру, и самые высокодоходные и объемные грузы — нефтеналивные — от ОАО РЖД ушли", добавив, что добирают объемы низкодоходным углем, пишет газета.
Сообщается, что РЖД просит ФАС обеспечить восстановление доходной базы компании до уровня, учтенного при индексации тарифов на 2016 год, за счет учета в последующие годы недополученных доходов в необходимой валовой выручке (НВВ, плановый объем затрат и маржи регулируемой компании, на основе которого рассчитывается тариф). При этом они "могут возмещаться не одномоментно, а в течение нескольких лет". Для этого необходимо, в частности, добавить в положение о госрегулировании тарифов железных дорог пункт, по которому при определении НВВ учитывается отклонение фактических доходов от плановых.
По мнению экспертов издания, монополия пытается переложить свои риски на правительство и потребителей, а разброс в оценке выпадающих доходов самими РЖД свидетельствует о непроверяемости этой оценки. В РЖД газете сослались на неподконтрольные факторы - "изменения бюджетно-налоговой политики, решения по поддержке отраслей промышленности, приводящие к изменению товаропотоков, колебания ценовой конъюнктуры на товарных рынках". В ФАС, в свою очередь, говорят, что достигли с РЖД "концептуального согласия в части исполнения решений, принятых на совещании у премьера РФ".